Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность проблемы развития профессионального самосознания будущего педагога определяется спецификой педагогической деятельности в современном мире, которая в условиях информатизации общества, развития новых технологий и высокой конкуренции на рынке труда требует от личности ответственности, адекватной оценки себя как профессионала и способности к дальнейшему самообразованию и самореализации. Однако достаточно часто профессиональное самосознание складывается стихийно, и нередко у выпускника колледжа отношение к себе как к субъекту предстоящей профессиональной деятельности не сформировано. Это продляет сроки его адаптации в избранной профессии и, безусловно, тормозит профессиональное становление личности и развитие её самосознания.
Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество. Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации.
Выдвинем очевидный тезис: движущей силой становления профессионального самосознания будущего педагога является противоречие между представлениями о профессии и её реальной сущностью, с одной стороны, и между представлениями о себе как субъекте предстоящей профессиональной деятельности и своими реальными возможностями - с другой.
Разобраться в этих противоречиях, увидеть в себе субъект предстоящей профессиональной деятельности (или не увидеть вовсе) помогает, на наш взгляд, четкое функционирование следующих систем:
-системы профессионального воспитания, в том числе в рамках работы Центра содействия трудоустройству
-системы элементов дуального обучения, системы сетевого взаимодействия и всестороннего партнерства в процессе профессиональной практики. Практика, наряду с теоретическим обучением, формирует у студента опыт профессионального поведения, личностное знание, умение самостоятельно проектировать, реализовывать, анализировать и оценивать свою собственную деятельность. Педагогическая практика завершает процесс обучения по дисциплинам предметной подготовки, являясь связующим звеном между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой, одной из основных форм профессионального становления студентов, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт. К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» 1.с.3. Ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях. Многообразие видов практики, её разносторонность, непрерывность, комплексность обеспечивают логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, дают возможность студентам колледжа овладеть профессиональными компетенциями в соответствии с получаемой специальностью.
Именно на практике студент может понять, правильно ли он выбрал сферу деятельности. Педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления 2.с 365-368.
Педагогическая практика, по мнению исследователя Г. М. Коджаспировой, выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и диагностическую 3. С.272.
Адаптационная функция практики проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами образовательных организаций, но и привыкает к ритму педагогического процесса, к детям, с которыми постепенно устанавливает контакт, начинает ориентироваться в системе внутренних отношений и связей.
Обучающая функция практики самоочевидна и не требует значительных разъяснений. Полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т. е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных педагогических умений и навыков, формирования педагогического сознания, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов будущего педагога.
Воспитательный потенциал педагогической практики, как в положительном, так и негативном плане трудно измерить. Ведь именно на практике студент может реально научиться любить и понимать детей, какие они есть, выработать у себя терпение, выдержку, ответственность, чувство долга. Работая с детьми, студент довольно быстро понимает, что надо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как имеющийся опыт оказывается недостаточным, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.
Развивающая функция находится в теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями. На практике формируются и развиваются педагогические способности студента-практиканта, вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то педагогические способности у учащегося представлены слабо. В ходе практики студент развивается и в личностном, и в профессиональном плане. Он учится думать и поступать как педагог, а не просто, ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт.
Диагностическая функция практики является одной из важнейших. Только на практике студент может оценить своё эмоциональное состояние при общении с детьми и родителями. В реальной педагогической деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего педагога.
Таким образом, педагогическая практика является важнейшим этапом становления и закрепления профессиональной направленности, так как она способствует развитию у студентов познавательной активности, потребности и способности непрерывно усваивать необходимые новые знания, осмысливая и принимая их в качестве средств овладения профессиональной деятельностью.
Изучая обозначенную проблему мы провели разноплановый и всесторонний социальный опрос среди студентов.
Содержание и результаты анкеты по изучению профессионального сознания у будущих педагогов:
Значимы ли для Вас в профессии педагога её внешние стороны: отпуск в летнее время, аккуратность внешнего вида и т.д.? (Да/Нет)
Имеет ли значение в работе педагога особый психологический климат, атмосфера: дети очень забавные и весёлые, оставаться молодым? (Да/Нет)
Считаете ли Вы, что педагог имеет возможность влияния на людей? (Да/Нет)
Согласны ли Вы с теми, кто считает, что педагог может оказывать влияние на будущее? (Да/Нет)
Имеют ли значение психолого-педагогические знания для Вас как будущего родителя? (Да/Нет)
Вы выбрали профессию педагога, т.к. она даёт возможность самосовершенствования? (Да/Нет)
Значимо ли для Вас в профессии педагога признание другими людьми? (Да/Нет)
Существует ли для Вас профессиональный эталон? (Да/Нет)
Оцените уровень социальной значимости профессии педагога (высокий, средний, низкий).
Удовлетворены ли Вы успехами в овладении педагогической профессией? (Да/Нет)
Анкета состояла из 10 вопросов, что позволяло собрать информацию об интересующих нас особенностях педагогического сознания студентов 2,3,4 курсов. В процессе анализа данных было установлено, что содержание представлений будущих учителей о педагогической деятельности касается, прежде всего, ее привлекательных сторон и различается у второкурсников и выпускников. Студенты младших курсов подчеркивают ее отдельные характеристики: внешние стороны (45%),
особый психологический климат, атмосферу (38%),
возможность влияния на людей (13%),
значение психолого-педагогических знаний для себя как будущего родителя (4%).
Выпускники делают акцент на возможности самосовершенствования (27%),
признание другими людьми (44%),
возможности влияния на будущее (56%).
Многие студенты в достаточной степени осознают цели педагогической деятельности. Для второкурсников наиболее важным является осознание социальной значимости педагогической профессии (88% положительных ответов), а для студентов-выпускников — осознание профессионального эталона (77%).
Считаем, что это не случайно. Студенты 2-го курса, серьезно относятся к своей будущей профессиональной роли, которую они видят в огромной ответственности перед обществом за обучение и воспитание подрастающего поколения. Для выпускников же, находящихся на пороге самостоятельной деятельности, более важным становится гуманное отношение учителя к детям, понимание их, создание обстановки доверия и психологической безопасности, что достигается постоянным совершенствованием имеющихся знаний, опыта, значение собственной личности и деятельности.
Результаты анкетирования свидетельствует о том, что, обучаясь на 2-м курсе, студенты, тем не менее, отчетливо представляют важность стремления учителя стать профессионалом, мастером своего дела.
В целом представления выпускников о педагогической деятельности более разнообразные, глубокие, дифференцированные и конкретные (По результатам дополнительно проведённого устного опроса выпускники в большинстве своем видят современных детей образованными, прогрессивными, находчивыми, самостоятельными, раскрепощенными, более свободными в плане мышления, чем прежние поколения, целеустремленными, но, в то же время самоуверенными, прагматичными, с узким кругозором, загруженными, мало читающими, не желающими учиться, невоспитанными, неуважительными; в то время, как второкурсники видят неуправляемыми, непослушными, избалованными, агрессивными детьми, способными поставить их в тупик. Современные школьники, по их мнению, сложны в общении, не сильно заинтересованы в знаниях, не очень любят ходить в школу.
Вывод: необходимо проведение целенаправленной работы по управлению процессом формирования профессионального сознания студентов, т.к. только при правильном руководстве можно избежать ошибок в становлении адекватных представлений о профессиональной деятельности, ценностного отношения к детям.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Формирование профессионального самосознания будущих педагогов в процессе производственного обучения
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.