Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаК вершинам мудрости ведут нас три пути:
путь размышленья - самый благородный,
путь имитации - доступней всех других
и горький путь - на собственных ошибках.
Конфуций, V век д.н.э.
Традиционное обучение в медицинских образовательных учреждениях идет в двух основных направлениях: получение теоретических знаний и овладение практическими навыками, получение практического опыта.
Для получения теоретических знаний в распоряжении студентов и имеются книги, статьи, лекции, видеоматериалы, а получение практических навыков всегда связано с риском для пациентов лечебных учреждений.
В связи с переходом на новые ФГОС предъявляются особые требования к формированию профессиональных компетенций акушерок, которые должны быть способными к системному действию в производственной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности.
Одной из проблем обучения в медицинском образовательном учреждении является широкая теоретическая подготовка и низкая подготовка практическим навыкам. В результате выпускники проходят трудный путь адаптации на рабочих местах, который в среднем занимает от 3 до 5 лет. Причем следует отметить, что социальная адаптация также дается с большим трудом. Согласно ФГОС 3 поколения предусмотрено использование симуляционных техник и симуляционного обучения, как неотъемлемой части образовательного процесса. Отработка мануальных навыков проводится посредством принципа этапности обучения. Конечная цель симуляционного образования ориентирована на формирование профессиональных компетенций.
«Попробовать и не бояться» - вот девиз сегодняшней медицины.
Для этого в России и за рубежом созданы и создаются симуляционные центры, учебные кабинеты доклинической практики, в которых профессиональные навыки могут быть неоднократно повторены, что вырабатывает уверенность выполнения того или иного действия и практически исключает ошибки при их выполнении. Для этого используются игровые методы обучения, а также специальные тренажеры, симуляторы и фантомы. В результате выигрывают и преподаватель и студент - преподаватель сможет не только объяснять, но и показывать материал, а студент сможет закрепить теоретические знания с практическими.
Согласно приказу Минздравсоцразвития № 30 от 15.01.2007 г. «...к участию в оказании медицинской помощи гражданам допускаются студенты высших и средних медицинских учебных заведений, успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, имеющие практические навыки, приобретенные на тренажерах (фантомах)...».
Поэтому ключевой задачей современного среднего образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.
Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров и акушерок, является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
Преимущества обучения на манекенах, тренажерах, имитаторах:
реалистичное обучение без риска для пациента;
длительность учебного процесса не ограничена;
количество повторов не ограничено;
без первичного стресса для обучающегося;
объективная оценка действий обучающегося.
Первым этапом, через который проходят студенты в учебном симуляционном центре, является теоретическая подготовка - это специально разработанный специальный курс по одному из разделов медицины.
После этого студенты переходят в кабинеты для освоения практических навыков, где по темам собраны тренажеры для отработки отдельных гинекологических и акушерских манипуляций.
Имея теоретическую подготовку, студент отрабатывает алгоритм путем многократного повторения и разбора ошибок, добивается совершенства своих психомоторных навыков, навыков работы с оборудованием и навыков работы в команде.
Последовательное выполнение манипуляций с использованием симуляционного обучения или симуляционных техник позволяет контролировать процесс обучения, исправлять возникшие ошибки, дает возможность непрерывно совершенствовать навык, за счет неограниченного числа повторов тренируемого навыка
Для подготовки конкурентноспособного выпускника в нашем колледже создан симуляционный центр, оснащенный современными тренажерами. Симуляционная техника позволяет достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических ситуаций, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций.
Симуляционное обучение - один из эффективных способов научиться управлять ошибками.
Внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание базовых учебных центров, плавно перекидывают мостик от имитации в клинику к реальному пациенту. Поэтому применение фантомного и симуляционного обучения является приемлемым и необходимым направлением в учебном процессе.
Первый этап занятия - инструктаж, в форме мини-лекции оцениваются обстановка, имеющееся оборудование, определяются объект и цель.
Второй этап - сам процесс симуляционного обучения, когда участники группы непосредственно осуществляют уход за пациентом, проводят необходимые реанимационные действия и т.д. Важное условие: все члены команды должны максимально ощущать реальность ситуации.
Третий этап - подведение итогов, анализ результатов. На этом этапе важно понимать, что симуляция лишь отражает реальную жизнь и не бывает персональных ошибок, есть лишь ошибки команды.
В конце практического занятия преподаватель и студенты обсуждают результаты практики, оценивается уровень знаний студентов, а также тот факт, насколько успешны были занятия.
В Амурском медицинском колледже для подготовки конкурентноспособного выпускника создан симуляционный центр, оснащенный современными тренажерами, где применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации.
В симуляционном обучении мы используем несколько уровней.
Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. На занятиях по дисциплине «Акушерство» используются видеофильмы и пособие «Алгоритмы выполнения манипуляций».
Тактильный – на данном уровне происходитвоспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. На занятиях происходит отработка манипуляций на фантомах, муляжах.
Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции
фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении приемов Леопольда – Левицкого обучающийся определяет созданную преподавателем ситуацию.
Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее - это разработка сквозной обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.), с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на УП, ПППС или при проведении аттестации по итогам ПП.
Применение симуляционных технологий повышает безопасность учебного процесса для пациентов и обучаемых; уровень профессионального мастерства и практических навыков молодых специалистов на учебном этапе, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к медицинской деятельности.
Также при использовании симуляционных технологий происходит снижение ошибок при выполнении манипуляций, уменьшение осложнений и повышение качества медицинской помощи населению в целом, а также обеспечивается непрерывное профессиональное обучение медицинских кадров в соответствии с современными алгоритмами.
Таким образом, симуляционный центр — это комплекс симуляторов с современным программным обеспечением, позволяющий:
создать клиническую ситуацию максимально приближенную к реальной практике;
многократно самостоятельно отработать мануальные навыки с правом на ошибку, недопустимую в жизни;
отработать алгоритмы действий каждого обучающегося и подгруппы в целом;
выбрать тактику оказания неотложной помощи в различных неотложных ситуациях в соответствии с существующими алгоритмами.
Литература:
Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения, Щедрина Т. Т. « Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016.
Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / Под ред. А.А. Свистунова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 288 с.
Симуляционное обучение в медицине /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. - Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 -288с. ил.
Симуляционный тренинг базовых медицинских и хирургических навыков. Горшков М.Д. Федоров А.В. - Ж. Виртуальные технологии в медицине. № 1 (11) 2014 г.
Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент, Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Фундаментальные исследования. 2011. – № 10
Оригинал работы:
Использование симуляционных технологий на занятиях по дисциплине «Акушерство»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.