Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.
Немаловажное значение в повышении роли самостоятельной работы студентов имеет и тот факт, что Концепция модернизации российского образования, наравне с указанием необходимости достижения высокого качества профессионального образования, предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе студентов.
Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях СПО, в настоящее время, всё больше должен основываться на творческой активности студентов.
Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро – около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений СПО – научить учиться. Реализации этой задачи должны быть подчинены организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса, все виды занятий должны строиться так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков самостоятельной работы.
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формы и методы организации самостоятельной работы студентов.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебного занятия, активизации студентов является соответствующая организация и управление самостоятельной учебной работой. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что студенты приобретают знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.
Профессиональная карьера - это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:
профессиональная самостоятельность;
профессиональная мобильность;
способность работать в коллективе.
Все эти качества развиваются при самостоятельной работе.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. Все эти характеристики соответствуют требованиям, которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские и коммуникативные способности.
Под самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную преподавателем активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; формирует у обучающегося необходимый объём и уровень знаний, навыков и умений для решения определённых познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию; вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач; является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе профессионального обучения.
Самостоятельная работа, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.
Самостоятельная работа студентов - составная часть обучения, деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, но без непосредственного его участия. Кроме этого студент самостоятельно должен и может заниматься на занятиях. Согласно последним рекомендациям по методике действенного вовлеченного обучения, студент должен 70% времени на занятиях работать самостоятельно. Самостоятельная работа имеет целью
проработку пройденного материала во время занятий,
пополнение и углубление знаний,
выполнение конкретных заданий (работа с книгой,
подготовка докладов, выполнение курсовых работ и дипломных проектов,
поиск необходимой информации, конструирование, учебная и научно-исследовательская работа).
Самостоятельная работа - это не только закрепление и углубление знаний, но и самостоятельное изучение, и усвоение материала.
Самостоятельная работа имеет следующие достоинства:
позволяет хорошо разобраться в изучаемом материале;
позволяет студенту вырабатывать свои убеждения и взгляды;
позволяет формировать у студента трудолюбие, творческий подход к делу, целеустремленность, силу воли, самостоятельность мышления и системность в распределении времени;
у студента вырабатывается потребность в приобретении и углублении знаний;
у студента вырабатываются навыки работы с литературой, приемы и методы общения с людьми для достижения поставленной цели.
В монографии П.И. Пидкасистого выделено пять уровней самостоятельной работы.
Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации.
Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.
Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).
Четвертый уровень - самостоятельная эвристическая работа.
Пятый уровень— творческая (исследовательская, опытническая) работа.
Каждый из этих уровней объективно существует в педагогической практике, и давать самостоятельное задание студенту уровнем выше, чем он способен выполнить – это в лучшем случае напрасно потерять время на учебном занятии.
При этом основная задача преподавателя - помочь каждому студенту найти свое место в жизни. Это возможно только при развитии самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе. На первом курсе необходимо их научить: правильно ставить учебные цели при самостоятельном изучении материала, учить анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками.
Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания, нового на базе старого.
Руководство преподавателем самостоятельной работы студента постепенно должно переходить в самоорганизованную работу. Для лучшей организации самостоятельной работы ее необходимо мотивировать (для чего и чему способствует выполняемая работа).
Давая самостоятельные задания студентам, преподаватель должен учитывать их психологические особенности. Самостоятельная работа студентов обязательно должна быть заслушана (прочитана) и оценена.
При выдаче задания на самостоятельную работу необходимо четко поставить перед студентами цель, актуализировать и мотивировать ее, дать алгоритм выполнения задания и рекомендовать литературу, которая поможет выполнить задание, установить форму и сроки сдачи выполненной работы, определить сроки консультаций (оказание помощи в организации работы), установить критерии оценки.
Необходимо разработать для студентов памятку по самостоятельной работе. В ней надо указать следующее:
внимательно прочитайте тему;
перечислите ваши действия по выполнению задания;
составьте план работы, выделяя главные разделы;
в каждом разделе наметьте основные положения;
пронумеруйте их;
в конце выполнения работы оцените, достигли ли вы поставленной цели.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Мониторинг самостоятельной работы. ЦМК клинических дисциплин
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.