Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Электронное учебное пособие как средство дистанционного обучения

04.12.2012 1823 5451
Фролкова Марина Александровна
Фролкова Марина Александровна , преподаватель

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина
Понятие о дистанционном обучении

 

Дистанционное обучение как технология обучения возникло относительно недавно и обязано своим появлением средствам новых информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. Система ДО позволяет обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование по его основной деятельности.

1) Особенности технологии дистанционного обучения

 Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента/слушателя, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор (кейс) средств обучения (методические указания, учебные пособия и учебники, аудиокассеты с установочными лекциями и т.п.)

В процессе дистанционного обучения студент/слушатель определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами/слушателями "виртуальной" учебной группы.

 При дистанционном обучении учащиеся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет.

 При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего  сочетание различных технологий). При этом использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом.

Например, традиционные средства обучения на печатной основе используются для знакомства учащихся с новым учебным материалом, интерактивные средства обучения обеспечивают общение в режиме реального времени (аудио и видео конференции), а также отправку сообщений, обратную связь с учащимися и постоянные контакты между учащимися одной группы (компьютерные конференции и электронная почта).


2) Интерактивность – основа дистанционного обучения

Ключевым словом дистанционного обучения является интерактивность постоянное систематическое взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой в учебном процессе.

При дистанционном обучении интерактивность постоянно реализуется на двух уровнях:

- на уровне взаимодействия обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой (средствами интернет - технологий);

- на уровне взаимодействия обучаемых с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами.

Например, тексты курсов, примеры, упражнения могут быть интерактивными в том смысле, что могут тут же предлагать необходимые иллюстрации, дополнительную информацию, менять формат, давать ссылки на другие сайты и т.д. Если студент заинтересуется каким-то вопросом, он может даже не обращаться к преподавателю, а выйти самостоятельно на интересующий его сайт и получить нужную ему информацию.

Есть уровни интерактивности компьютерных телекоммуникаций, зависящие от способа обмена репликами в диалоге:

Самый интенсивный уровень интерактивности — диалог в режиме реального времени (чат). При работе в этом режиме все участники диалога подключены к сети, и время между отправлением сообщения и его приемом адресатом измеряется секундами.

Наименее интенсивный уровень интерактивности – диалог в асинхронном пакетном режиме, при котором адресат сам инициирует получение пакета сообщений, не имея дополнительных средств оповещения о конкретном полученном сообщении. В этом случае предусматривается промежуточное хранение сообщений в электронном почтовом ящике. Адресат устанавливает для себя периодичность проверки своего почтового ящика, от которой и зависит общая скорость обмена репликами в диалоге. Между этими крайними уровнями интерактивности имеются некоторые смешанные варианты: например, абонент может вести диалог с программой в режиме реального времени, а затем ответы получать на свой почтовый ящик; или диалог между абонентами ведется с помощью почтовых ящиков, но способ подключения некоторых из них обеспечивает оповещения о конкретном полученном сообщении.


3) Преимущества обучения с применением дистанционных технологий

В классическом обучении основной формой передачи информации от преподавателя к студенту служит «систематическое изложение учебного материала» в виде лекций, а остальные формы представлены в меньшей степени.

В дистанционном же – интерактивное самообучение студента с помощью специально подготовленных компьютерных программ, аудио- и видеоматериалов, учебных пособий и т.д.

Таким образом, студент в процессе обучения занимает более активную позицию, что влечет за собой большую эффективность усвоения материала, а также более экономное использование времени учащегося, так как учебный процесс проходит в удобном для него месте, в удобное время и в удобном, а значит, и более эффективном режиме.

Как отмечают специалисты в области образования, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются:

- более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения;

- возможность одновременного обучения по нескольким специальностям;

- возможности параллельного обучения в российском и зарубежном учебном заведении; независимость студента от географического расположения учебного заведения;

- одновременный охват большого количества обучаемых;

- возможность обучения без отрыва от работы;

- возможность получения образования для таких социальных групп, как нетрудоспособные и инвалиды, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащие и члены их семей, лица, находящиеся в длительных командировках и т.д.;

- возможность обучения по собственному графику, в период между сессиями;

- возможность сразу же применить свои знания на практике.

При заочных и дистанционных формах обучения значение лекционной составляющей незначительно т.к. доля самостоятельной работы вне контакта с преподавателем играет основную роль. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Дистанционное образование оказывает позитивное влияние на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения. Я разработала электронное учебное пособие по дисциплине «Технические средства информатизации». Данное электронное обучающее пособие планируется использовать для закрепления навыков, для проверки знаний, а также для самоподготовки студентов по данной дисциплине. Пособие содержит в себе информацию по работе с программой и обзор теоретического материала, который необходимо изучить перед выполнением практических работ.

 

Внедрение разрабатываемого продукта позволит:

  • повысить качество дистанционного обучения;
  • повысить эффективность обучающих курсов, использующих современные автоматизированные средства обучения;
  • расширить возможности самоподготовки к зачетам и экзаменам и самоконтроля студентов;
  • облегчить труд преподавателя по проверке знаний студентов;

На подготовительном этапе работы произведен обзор теоретического материала по темам, написан и отлажен код программы, разработан пользовательский интерфейс. Также была детально изучена методика создания компьютерных обучающих мультимедиа систем, которая была в дальнейшем использована при разработке собственного компьютерного приложения. Были изучены наиболее популярные средства разработки электронных учебников. Данное пособие было написано вручную, без помощи каких либо программ. Пособие  написано с помощью HTML кода и подключения каскадных таблиц стилей т.е (CSS файла). При построении интерфейса обучающей системы учитывались достижения теории дизайна. Это прежде всего касается таких основных принципов теории живописи, таких как пропорция, порядок, акцент, единство и равновесие.

К примеру: Функциональные зоны на дисплее разделены с помощью пробелов и других средств: разные типы строк, ширина, уровень яркости, геометрическая форма, цвет. Цвет можно использовать  для выделения заголовков, новых данных или данных, на которые следует обратить внимание первым делом. Наиболее важная информация будет отображаться соответствующе.

Структура пособия разработана следующим образом: есть главная страница с которой мы можем перейти в такие разделы как Программа, Задания, Презентации. Щелкая на раздел Программа (рис. 1) перед нами открывается страница на которой расположен лекционный материал. В разделе Презентации (Рис. 2) перед нами открывается список презентаций которые необходимы для самоподготовки. Перейдя в раздел Задания (Рис. 3) перед нами открывается список практических работ по дисциплине, который поможет проверить  знания.

Рисунок 1 – Раздел «Программа»

 


Рисунок 2 – Раздел «Презентации»

 


Рисунок 3 – Раздел «Задания»

 

Принцип работы с пособием.

 

Данные в паутине представлены в виде связанных между собой документов, которые называются web-cтраницами. Каждая web-страница может содержать текст, рисунки. Видео, звукозаписи и прочее. Такие страницы могут размещаться на компьютерах в любой точке планеты. Компьютер, который предоставляет в Интернете услуги WWW, называется web- сервером. Web-сервер включает в себя аппаратное обеспечение, операционную систему, web-страницы и обеспечивает поддержку протокола передачи данных в Интернете ТСР/IP.


Просмотреть любую web-страницу можно с помощью специальных программ – браузеров, наиболее популярные из которых – Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Hrome и Opera. Эти программы позволяют отображать необходимую страницу с помощью ссылки или адреса, возвращаться к уже посещенному документу, сохранять web- страницу на диске.


Чтобы опубликовать в Интернете документ, содержащий некоторую информацию, достаточно поместить файл со страницей на сервер, который постоянно подключен к Интернету.

 

Список используемой литературы

1. Студия веб-дизайна Art Venture. Режим доступа: http://www.av-webstudio.ru(22.03.2009).

2. Классификация Web-сайтов. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-сайт

3. Публикации. Электронный учебник. - Режим доступа: http://256.ru/publish/elec-book.php

4. Web-мастеру. Советы по дизайну. Режим доступа: http://mweb.ru (13.04.2009).

5. Советы по Web-дизайну. Режим доступа: http://biblioteka.net.ru (25.03.2009).




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*