Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изменение функциональной роли педагога в контексте изменения условий реализации требований ФГОС СПО

05.10.2018 846 1453
Калайтанова Юлия Юрьевна
Калайтанова Юлия Юрьевна, методист

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В современных условиях тема профессиональной деятельности педагога приобретает особую значимость в связи с новыми требованиями к образованию, и к педагогической деятельности в частности, которые находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (поколения 3+, актуализированных стандартах СПО, стандартов по специальностям и профессиям ТОП-50), профессиональном стандарте педагога.

Важную роль в достижении результативности работы образовательных учреждений играют мотивационная готовность педагогов, принятие задач новых образовательных стандартов и осознание необходимости изменений в собственной, зачастую уже сложившейся, профессиональной деятельности. Процесс изменений трудовой деятельности, предполагающий переход из одного состояния в другое, имеет свою специфику.

В результате анализа трансформации трудового поведения педагогов в условиях предъявления новых требований можно определить этапы перестройки трудовой деятельности, которые проходит педагог: «выживание», исследование нового, адаптация к новым требованиям, изменение деятельности и, наконец, включение в трудовой процесс новых освоенных действий. Одним из механизмов, обеспечивающих реализацию изменений профессиональной деятельности, безусловно, является профессиональная рефлексия, позволяющая идентифицировать имеющиеся проблемы в осуществляемой профессиональной деятельности и определить оптимальные способы их решения.

Современное образование характеризуется динамичностью, необходимостью быстрого реагирования профессионально-педагогического сообщества на новые требования и вызовы. При этом внешние изменения могут влиять на цели и содержание, структуру и условия педагогической деятельности, профессиональные функции и виды деятельности, а также на отношения, возникающие между субъектами образовательного процесса. Анализ происходящих изменений, затрагивающих все компоненты профессиональной деятельности, приводит к пониманию сложной природы этого процесса, в который вместе с педагогом вовлекаются обучающие, их родители, администрация, социальные партнеры и др.

Главное изменение образовательного процесса в рамках ФГОС СПО состоит в смене его ведущего субъекта: вместо обучающего - обучающийся. Между тем, педагог не пропадает из образовательного пространства как носитель объективного знания, остается субъектом образовательного процесса, однако основной теперь является личность обучающегося, который берет на себя ответственность за собственное обучение, проявляет активность и осуществляет свободу выбора образовательного маршрута.

Главной задачей ФГОС СПО является преодоление разрыва между реальной жизнью и подготовкой, которую получает студент в процессе освоения образовательной программы по выбранной специальности (профессии), что позволит при помощи включения в учебно-практическую и учебно-познавательную деятельность обучающегося в качестве активного субъекта, сформировать алгоритмы деятельности в разных жизненных ситуациях.

Изменения, изложенные в ФГОС нового поколения, отражаются на личной профессиональной деятельности педагога, на это есть несколько причин: изменение нормативной базы, образовательных программ, новая логика построения учебников, новое построение содержания предметов, реализация компетентностного подхода, обеспечение взаимоувязки требований ФГОС СПО c компетенциями WorldSkills при их реализации. Так, к элементам имеющегося опыта, на которые может опереться педагог при подготовке к занятиям в условиях внедрения ФГОС нового поколения:

высокий уровень теоретической и методологической подготовки в организации исследовательской и проектной деятельности;

умение работать с нормативной документацией;

владение информационными технологиями;

опыт успешной разработки примерных и рабочих программ дисциплин или профессиональных модулей на основе требований ФГОС;

активная социальная позиция;

креативный тип мышления;

обеспеченность новейшим информационным оборудованием образовательного учреждения.

Состав функций профессионально-педагогической деятельности определяется системой необходимых изменений процесса обучения под воздействием факторов, определяющих новое качество образования, которое в современных условиях понимается как качество подготовки выпускника к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного общества. Среди них:

−ориентация педагогических целей на самореализацию студента и определение результата образования через его компетентность;

−включение в содержание образования учебного материала, самостоятельно найденного и предъявленного обучающимися;

−использование образовательных технологий (снятие обучения учением), которые требуют от педагога проявления новых профессиональных ролей координатора, организатора, помощника, консультанта и ориентированы на командную работу педколлектива образовательной организации;

−изменение характера взаимодействия педагога и студентов;

−расширение образовательной среды и поиск партнеров, выступающих субъектами образования обучающегося;

−изменение оценки достижений обучающихся (формализованная и аутентичная оценка), что требует от преподавателя умений диагностики и гибкой коррекции педагогического процесса;

−готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности.

Реализация в практике данных изменений предполагает, что в деятельности педработника наряду с традиционными функциями — обучения и воспитания, будут проявляться и новые (интегративные) функции, отражающие изменения в его деятельности, ориентированные на обеспечение нового качества среднего профессионального образования в контексте тенденций, характеризующих развитие современного общества.

Функции, связанные с отношениями, возникающими собственно в процессе обучения и воспитания, и формирующие ядро профессионально-педагогической деятельности, — это функции обучения и воспитания обучающегося. Однако в изменившейся социокультурной ситуации функции обучения и воспитания трансформируются в функцию содействия образованию студента. При этом функция обучения претерпевает изменения в силу акцентуации личностных целей обучения учащегося, а функция воспитания приобретает особый смысл, поскольку пронизывает весь педагогический процесс, формируя условия для воспроизводства ценностей.

Функция содействия образованию обучающегося, т. е. создания средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности обучающегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования, может рассматриваться как ведущая функция профессионально-педагогической деятельности преподавателя.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Изменение функциональной роли педагога в контексте изменения условий реализации требований ФГОС СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*