Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебное пособие «Практикум по неорганической химии» для студентов очного отделения специальности 070208 «Театральная и аудиовизуальная техника (по видам)»

03.12.2012 543 2742
Бубенщикова Тамара Владимировна
Бубенщикова Тамара Владимировна, преподаватель высшей категории

Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова
ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие  «Практикум по неорганической химии» разработано для студентов, обучающихся в Иркутском филиале ВГИК. Составлено учебное пособие на основании рабочей программы, разработанной преподавателем в соответствии с учебным планом Иркутского филиала ВГИК.

 

Цель настоящего пособия - не только экспериментальное раскрытие теоретических положений неорганической и общей химии, но также формирование навыков самостоятельной, исследовательской деятельности у студентов первого курса очного отделения специальности 070208 «Театральная и аудиовизуальная техника (по видам)».

 

Для овладения общими способами организации самостоятельной работы предлагается схема последовательности действий, которой следует руководствоваться при подготовке к лабораторно-практическим занятиям, их проведении и оформлении отчета. Кроме того, дано краткое описание техники химического эксперимента, основных теоретических материалов.

 

Практикум рассчитан на 16 часов, проводится по окончании теоретического изучения неорганической химии в первом семестре. По каждой теме лабораторно-практических занятий формулируются задания, которые должны будут выполнить студенты. Студенты должны будут:

1. Определить:

а) какие реакции нужно осуществить;

б) какие реактивы, посуду, оборудование необходимо использовать;

г) в какой последовательности будут выполнены все необходимые действия; какие меры предосторожности следует соблюдать;

д) в какой форме производить запись наблюдений, измерений (предпочтительно это делать в виде таблицы).

2. Провести опыты, тщательно наблюдая за всеми происходящими явлениями, и сделать записи в тетради для лабораторных и практических работ в соответствии с продуманной ранее формой.

3. Ответить на контрольные вопросы и сдать отчёт преподавателю.

 

При выполнении работы студентам необходимо соблюдать правила работы с реактивами:

1. Оберегать реактивы от загрязнения. Не сливать излишки растворов и не ссыпать твердые вещества обратно в сосуд, из которого они взяты. Не путать пробки разных склянок! После употребления реактива склянку тотчас закрыть пробкой и поставить на место.

2. На всех склянках с реактивами всегда должны быть этикетки с названием вещества или химической формулой и указанием его качества. Для растворов должна быть указана концентрация.

3. Реактивы брать в возможно малых количествах.

4. Твердые вещества брать при помощи стеклянных, фарфоровых, пластмассовых шпателей, лопаточек, а жидкие - с помощью пипетки.

5. При отборе реактива склянку брать этикеткой в ладонь и последнюю каплю снимать о край сосуда, в который отливают.

 

При выполнении работ часто приходится использовать нагревание. В зависимости от свойств веществ и цели нагревания применяют различные способы. При кратковременном нагревании веществ в пробирках, в фарфоровых и металлических тиглях пользуются непосредственно "голым" огнем. Нагревание производят в верхней зоне пламени, закрепляя пробирку в деревянном держателе. Жидкости в стеклянной термостойкой и фарфоровой посуде нагревают на спиртовках через асбестовую сетку.


Если необходимо длительное нагревание при высокой температуре (прокаливание, сплавление и т.д) используют электроплитки (температура до 300о) и электропечи (температура 300 - 1000о).


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1:

Расчёты по химическим формулам и уравнениям.

 

 Цель:

  1. Закрепить знания об основных химических понятиях.
  2. Развитие памяти, настойчивости посредством решения задач.
  3. Воспитание аккуратности, сосредоточенности.

 

Основные химические понятия:

Относительная атомная масса элемента - Аг;

Относительная молекулярная масса вещества - Мг = X Аг;

Молярная масса вещества - М, численно равна относительной молекулярной массе;

Массовая доля элемента - IV= Аг/ Мг* 100%;

Количество вещества - V (моль).

 

Ход работы:

Задание № 1.

Определить массовые доли элементов предложенных веществ:

Na2 S04; КВг; А1Brз; Na2СО3.

Задание № 2.

Рассчитайте массовую долю раствора, если 5 грамм хлорида калия растворили в 25 мл воды.

Задание № 3.

Сколько граммов соли образуется при взаимодействии 13 граммов цинка с соляной кислотой?

 

После выполнения практической работы ответьте на контрольные вопросы:

  1. Даны серная, азотная, соляная и фосфорная кислоты. Напишите их формулы и укажите классификацию.
  2. Определите вид связи в предложенных соединениях: NаВг, НI, N2.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2:

Характеристика элементов с учётом местонахождения в периодической системе. Определение элемента по его электронной формуле

 

Цель:

  1. Закрепить умения характеризовать химические элементы, определять элемент по электронной формуле.
  2. Продолжать развитие формирования общеучебных знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

 

Периодический закон был открыт Д.И.Менделеевым. Элементы в созданной им таблице располагаются в соответствии их свойств, причём это соответствие носит периодический характер. Каждый элемент расположен в определённой группе и периоде, согласно его порядковому номеру. Порядковый номер определяет заряд ядра атома и общее количество электронов в атоме. Группа - это вертикальные столбцы. Их восемь. Группы делятся на главные и побочные. Номер группы показывает количество электронов на последнем слое в атоме. Периоды - горизонтальные ряды. Их семь. Периоды делятся на малые и большие. Номер периода определяет число электронных слоев в атоме.

 

Ход работы: 

Задание № 1: Дать характеристику элементам с порядковыми номерами:№ 13, 17, 22, 25, 39.

Задание №2.

По предложенным электронным формулам определить химические элементы, составить формулу их оксида, определить его характер и доказать с помощью уравнений реакций.

1s22s263 s263d104 s2; 1s22s263 s23р'.

 

После выполнения практической работы ответьте на контрольные вопросы:

Какие факторы, и каким образом влияют на скорость химических реакций?

 

Лабораторная работа № 1: Гидролиз солей.

 

Цель: Закрепить знания о гидролизе солей в водных растворах, а также уме; в составлении уравнений реакций гидролиза.

 

ТБ: инструктаж преподавателя по правилам ТБ (памятка).

 

Реактивы и оборудование: метиловый оранжевый, фенолфталеин, Na2СОз, Аl(NОз)з, КСl, химическая посуда.

 

    Гидролиз - это реакция обмена между ионами соли и воды. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, среда будет щелочная. Если соль образована слабым основанием и сильной кислотой, среда будет кислой. Если соль образована сильным основанием и сильной кислотой, среда будет нейтральной.

 

Изменения цвета индикатора в различных средах:

 

Индикатор

 Среда и цвет индикатора

нейтральная

кислая

щелочная

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метиловый оранжевый

оранжевый

красный

жёлтый






 

Ход работы:

 

Используя индикатор, определите экспериментально, какую среду имеют растворы выданных солей, и составьте уравнения реакций гидролиза для подтверждения полученных экспериментальных данных.

Весь ход работы и наблюдения запишите в таблицу:

 

Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы, уравнения

 

 

 

 

После работы приведите рабочее место в порядок и сдайте его преподавателю.

 

Контрольные вопросы:

Запишите условия, при которых происходит гидролиз солей.

 

Лабораторная работа № 2:

 

Проведение качественных реакций на ионы СО-2з, С1-,S04-2, Р04-3.

 

Цель: Закрепить знания о качественных реакциях.

Реактивы и оборудование: 2S04, НС1, ВаС12, NаС1, АgNOз, Nа3Р04, химическая посуда.

 

Качественные реакции на ионы:

 

Ион

Реагент

Признак

С03-2

Любая кислота

Вскипание

Р04-3,

Нитрат серебра

Жёлтый творожистый осадок

С1

Нитрат серебра

Белый творожистый осадок

S04-2

Хлорид бария

Белый молочный осадок

 

Ход работы:

 

Имея выданные реактивы, проведите известные вам качественные реакции.

Все наблюдения и выполнение работы запишите в таблицу:


Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы и уравнения

 

 

 

 

После работы привести рабочееместо в порядок и сдать его преподавателю.

 

Контрольные вопросы:

  1. Классификация солей.Примеры.
  2. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции при увеличении tна300 С, если y =2.

 

Лабораторная работа № 3. Общие свойства металлов.

 

Свойства гидроксида железа, качественные реакции на Fе+2 , Fе+3 .

 

Цель: Закрепить знания о свойствах металлов, понятие «амфотерность»; навыки составления уравнений в молекулярной форме, полной ионной и сокращенной ионной форме.

ТБ: инструктаж преподавателя по правилам ТБ (памятка).

Реактивы и оборудование: магний, сульфат меди, соляная, серная, азотная кислоты, гидроксид натрия, хлорид железа (II, III), гидроксид натрия, гексацианоферрат калия (красная кровяная соль), тиоцианат калия (жёлтая кровяная соль), химическая посуда.

 

Металлы - это распространённые вещества. Атомы металлов на внешнем слое имеют малое количество электронов, поэтому они всегда окисляются, и являются восстановителями. Их активность отражена в химическом ряду напряжений (или активности). Металлы побочных подгрупп в соединениях могут иметь переменные валентности (железо, хром, марганец и другие).

Для железа наиболее устойчивые соединения, где его валентность - II и III. Различать железо в разных степенях окисления можно с помощью следующих реагентов:

+2- гексацианоферрат калия (красная кровяная соль) K3Fe(CN)6. Признак - тёмно-синий осадок (турнбулева синь);

+3- тиоцианат калия (жёлтая кровяная соль) KNCS. Признак - кроваво-красная окраска.

 

Ход работы:

 

  1. Проведите реакции взаимодействия магния с кислотами. Опишите наблюдения и составьте уравнения реакций, учитывая, что при взаимодействии с азотной кислотой водород не выделяется.
  2. Получите гидроксид железа (II, III) из имеющихся реактивов. Докажите, что гидроксид Fе+3– амфотерен, а гидроксид Fе+2 не проявляет амфотерности.

 

Весь ход работы и наблюдения запишите в таблицу:

 

Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы, уравнения

 

 

 

 

После работы приведите рабочее место в порядок и сдайте его преподавателю.

 

Контрольные вопросы: Сколько граммов соли образуется при взаимодействии железа (II) с соляной кислотой  массой 14,6 грамма?

 

Лабораторная работа № 4:

 

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».

 

Цель: Закрепить умение применять теоретические знания в практических ситуациях; навыки составлять ионные уравнения реакций и осуществлять важнейшие качественные реакции на катионы и анионы.

ТБ: инструктаж преподавателя по правилам ТБ (памятка)

Реактивы и оборудование: карбонат натрия (Nа2СОз), фосфат натрия (NaзРО4), соляная кислота (НС1), нитрат серебра, цинк, метиловый оранжевый, фенолфталеин, химическая посуда.

 

Качественные реакции на ионы:

 

Ион

Реагент

Признак

СО3-2

Любая кислота

Вскипание

Р04-3,

Нитрат серебра

Жёлтый творожистый осадок

Сl -

Нитрат серебра

Белый творожистый осадок


Изменения цвета индикатора в различных средах:

 

Индикатор

Среда и цвет индикатора

нейтральная

кислая

щелочная

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метиловый оранжевый

оранжевый

красный

жёлтый


Ход работы:

 

  1. Дан раствор соляной кислоты. Подтвердите опытным путём её качественный состав. Составьте уравнения реакций в полной и сокращённой ионной форме.
  2. Определите, в каких пробирках находятся растворы: фосфата натрия, карбонат натрия.
  3. Исследуйте среду карбоната натрия индикаторам и с помощью ионных уравнений объяснить наблюдаемое явление.

Весь ход работы и наблюдения запишите в таблицу:

 

Что делаю?

Что наблюдаю?

Выводы, уравнения

 

После работы приведите рабочееместо в порядок и сдайте его преподавателю.

 

Контрольные вопросы:

  1. Классификация кислот. Примеры.
  2. Определить вид химической связи в соединениях: NНз, МgS, N2, Zп. 


Список рекомендуемой литературы:

  1. Ерохин Ю.М.; Химия, Учебник для средних специальных учебных заведений — М.: Издательский центр «Академия»; НМЦСПО, 2000г.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.
  3. Ахметов Н.С. Лабораторные и семинарские занятия по неорганической химии. М., 1979.
  4. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. Л.,1983.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*