Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Русский романс

03.10.2018 2684 4170
Прахова Галина Семеновна
Прахова Галина Семеновна, преподаватель

Вятский колледж культуры

Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе – музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Это небольшое музыкальное произведение, объединяющее два цельных потока – музыку и поэзию, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали.

Родиной романса является Испания. Именно там в 17 – 18 веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединяющий в себе приемы речитатива и напевного мелодического начала. Песни любовного плана исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы».

Истоки русского романса начали зарождаться во второй половине 18 века и их нельзя рассматривать в отрыве от общего исторического процесса становления русской культуры.

Начнем с того, что романс в России когда-то не был старинным, а был очень новым, модным, очень любимым жанром. Власть его была всепоглощающей – от купеческих хором, трактиров до театральных подмостков и придворных салонов. А разнообразие жанра было столь велико, что граница между романсом и песней до сих пор не очень определена.

Романс – жанр сложный. Сложный потому, что нужно обладать качествами, которые могут сразу выделить тебя из общего любительства в ранг владеющего этим жанром. И самое главное – интонация. Исполнитель, нашедший свою интонацию, по существу, овладевает жанром, хотя может и не обладать особыми голосовыми качествами. Романсы, как говорится, поются душой.

И еще – романс жанр честный, поскольку все страсти людские, все эмоциональные всплески и душевные состояния всегда искренни. Тут любовь и ненависть, застенчивость и гусарская удаль, радость и боль, счастье и страдание и т.д. То есть, все то эмоциональное состояние, которое невозможно скрыть, а можно выразить, и которое сию минуту владеет автором, будь то поэт или музыкант.

Ранние образцы русского романса крепко были спаяны с родной песенной почвой и опирались на тот опыт, которым была богата русская земля.

Романс с самого начала начал развиваться по нескольким направлениям, главные из них:

- классический «профессиональный» романс

- бытовой (любительский, т.е. создаваемый музыкантами-любителями).

Классический романс развивался по пути утонченности форм и усложнения содержания. Все это отражалось на его вокальной партии и аккомпанементе.

Классический, он же высокий, лирический или салонный романс – камерное вокальное произведение, созданное признанным композитором на слова известного поэта. Так, например, в романсовом творчестве Чайковского важное значение придавалось соотношению поэтического слова и музыки, Чайковский писал музыку только на стихи, которые соответствовали его требованиям, круг поэтов, к которым обращался композитор на протяжении творческого пути был необычайно широк. Правда бывают случаи, когда поэт и композитор объединяются в одном лице, как это было у Бородина или у того же Чайковского. Возникновение того или иного музыкального сочинения, песни, романса часто происходило в литературно-музыкальных салонах и кружках.

Так, великий Глинка, путь которого в области симфонического творчества пролегал через долгие искания и сомнения, сочинял романсы легко и непринужденно: нередко маленький шедевр создавался в течение одного дня или даже в порыве импровизации, на дружеском вечере, в часы общения с друзьями.

Послушаем романс «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина.

Авторами произведений этого направления были в основном дворяне, имевшие возможность получить образование в привилегированных учебных заведениях. Сочинять музыку, писать стихи, рисовать, написать эпиграмму, посвятить стихотворение или романс возлюбленной – все это было обычным делом для любого дворянина и не считалось чем-то особенным, неординарным

Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский и Рахманинов.

И мы начинаем наш концерт с творчества Сергея Васильевича Рахманинова. Во время учебы в Московской консерватории Сергей Рахманинов уже выпустил свой первый вокальный цикл.

Сочетание огромного исполнительского пианистического дарования с творческим, композиторским, открыло перед Рахманиновым перспективы. Уже в консерватории появились его первые романсы «О ней, молю, не уходи», «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина. Полоса творческого взлета, наступившая сразу после окончания Московской консерватории, вызвала к жизни вокальный цикл из 6 произведений, где был романс на стихи Плещеева «Полюбила я на беду свою». Не трудно заметить близость этого произведения к романсу Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала», только у Рахманинова больше мягкости, напевности, идущих от крестьянских женских лирических песен.

Исполняется романс «Полюбила я на печаль свою», музыка С. Рахманинова, слова Плещеева.

Александр Сергеевич Даргомыжский появился в 30-е годы 19 века в Петербургских аристократических салонах и обрел славу талантливого пианиста и исполнителя романсов.

Может быть творчество Даргомыжского и не получило бы столь скорого развития, если бы в 1855 году он не встретился с Глинкой.

Романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «16 лет». В этих романсах, связанных с традициями глинкинской вокальной лирики, появляются черты, присущие почерку Даргомыжского, его будущим декламационным исканиям. Здесь звук, точно следуя за словом, передает интонации речи, особенно это ощущается в романсе «Мне грустно» на стихи Лермонтова. Редкая выразительность мелодии, скорбь и драматизм наполняют этот романс Даргомыжского. Послушаем его.

«Мне грустно», музыка Даргомыжского, слова Лермонтова

На заре развития классического романса, когда пути развития нового направления только-только вырисовывались, этот жанр часто нес в себе черты романса городского. Мелодия, гармония, форма построения – всё скорее сближало, чем разъединяло направления. Романсы «Не искушай меня без нужды» М. Глинки, «Я все еще его люблю» А. Даргомыжского, «Щекой к щеке» Римского-Корсакова, «Мой гений, мой ангел, мой друг» Чайковского – яркие образчики несложной напевной мелодии и простой её гармонизации.

Романсы Чайковского составляют значительную и богатейшую часть его творческого наследия. К романсам он обращался на протяжении всего творческого пути.

В силу разделения общества на гражданские сословия во второй четверти 19 века наметилась тенденция к разделению жанра на две ветви: бытовой романс и классический.

Бытовой романс - авторское произведение, то есть романс, создаваемый музыкантами-любителями. Бытовой романс по своему характеру и большой простоте формы был ближе к городским песням. Исполнялся городской романс при домашнем музицировании в различных слоях общества, в том числе в городских низах. Все это не могло не отразиться на его характере, не придать городскому романсу оттенков фольклерности.

К периоду становления русского романса, когда ещё не было четкого разграничения на бытовой и классический романсы, относится творческая деятельность таких композиторов как: Титов, Алябьев, Яковлев, Гурилёв и Варламов. Русский романс необычайно гибко впитывал все нарождавшиеся художественные тенденции.

Так, например, Алябьев, характерный представитель композиторов, которым присуще использование широкого круга поэтических сюжетов и тем: а именно, наравне с передачей душевного состояния внутреннего мира, в произведениях присутствуют патриотические темы, воинской доблести и героизма, странничества, мужской дружбы и, конечно же, возвышенно-рыцарской и одновременно очень земной любви.

В этом жанре писали и многие другие известные в свое время композиторы, сочиняли они не только романсы, они писали музыку крупных форм. Например, Александр Егорович Варламов написал музыку почти к 2 десяткам театральных пьес и 2 балетам, он был одним из замечательных мастеров вокальной лирики начала 19 века. Творчество Варламова ярко индивидуально. Ему удалось создать упругие, насыщенные мелодические построения, подчиняющие себе текст, слово, образ мысли. В своем творчестве он использовал тексты более 40 поэтов, несколько романсов написаны им на свои стихи («Грусть», «Одиночество», «Напоминание»).

Широкую известность композитору принес его знаменитый романс «Красный сарафан» на слова Цыганова. Мелодия романса использовалась в качестве темы для инструментальных вариаций и других музыкальных аранжировок. Этот романс исполняли не только солисты, но и хоры и вокальные ансамбли.

Александр Варламов – прекрасный певец, гитарист, дирижер, известен многими своими романсами, ставшими своего рода классическими.

«На заре ты её не буди» на стихи Цыганова

Незатейливая мелодия, простейшая гармонизация – вот отличительные черты городского романса. Интересно, что в песнях романсах отличить мелодии, сочиненную композитором от народной подчас было совсем непросто. Достаточно вспомнить такие шедевры как «Колокольчики» Гурилёва или «Соловей» Алябьева.

Русский романс всегда стремился расширить грани традиционного жанра.

Поэзия Алексея Васильевича Кольцова – яркого самородка из гущи русского народа с характерными оборотами речи, народной основой стихосложения являлась благородным материалом для русской вокальной лирики 19 века. На стихи Алексея Васильевича Кольцова было написано более 700 произведений. Его поэзия оставила большой след в творчестве многих музыкантов, в том числе и в творчестве Балакирева Милия Алексеевича.

В романсе «Обойми, поцелуй» композитор, следуя гурилевско-варламовским традициям, использует танцевальные ритмы, послушаем его.

«Обойми, поцелуй», музыка М. Балакирева, слова А. Кольцова

До нас дошли многие интересные вокальные произведения неизвестных композиторов, например.

«Что это сердце».

В России в 19 веке четко обозначились 2 музыкальных центра – Петербург и Москва. В отличие от чиновничьего Петербурга, где судьба искусства зависела от требований царского двора и аристократических кругов, Москва была демократичнее, лояльнее, терпимее относилась к различным художественным изысканиям и экспериментам.

В Москве проводились народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Бытовая музыка, тесно связанная с русской народной песенностью, звучала в Москве широко и привольно, поэтому неудивительно, что именно в Москве нашел прибежище русский бытовой романс, ярчайшим представителем которого в 1-й половине 19 века стал певец и композитор – Пётр Петрович Булахов.

В его романсах соединились мелодические сплавы городской русской песни, цыганской музыки и романсового творчества русских и западных композиторов. Булахов умело переосмысливает этот мелос. Своей задушевностью, теплотой и гармоническим чутьём романсы пользовались большой популярностью среди служивых слоев интеллигенции, купечества и мещанских кругов. Большой выразительностью наполнена одна из лучших его элегий «Не пробуждай воспоминаний». Здесь поёт каждый звук, каждое слово, глубокие искренние чувства, простота и естественность в выражении печали.

«Не пробуждай воспоминаний», слова неизвестного автора, «Колокольчики», слова Толстого.

В этом году исполнилось 215 лет со дня рождения известного музыканта, современника Варламова, Александра Львовича Гурилёва. Он родился 22 августа 1803 года, был крепостным графа Орлова (получил вольную в 28 лет, уже будучи известным музыкантом). Рассвет творчества Гурилёва приходится на 40-е годы 19 века и связан с вокальной лирикой – романсами и «русскими плясками». В музыке Гурилёва его лирический герой, выражая настроения прежде всего дворянской социальной среды, всегда остается очень близок к так называемому «простому человеку».

Его романсы и в наши дни остаются репертуарными. Слушая их, словно окунаешься в душевный мир его современников. В лирике Гурилёва правдиво соединились меланхолическая грусть, задушевность, самопогружение в себя.

В отличие от более динамичного, эмоционально насыщенного стиля Варламова лирика Гурилева была утонченной, интимной, «домашней», он не был склонен к выражению бурных переживаний, открытого протеста «жаждущей перемен» сильной и страстной человеческой души.

Сейчас вашему вниманию представляем 3 романса А. Гурилева.

«Домик – крошечка», слова Любецкого.

«Право маменьке скажу», слова неизвестного автора.

«Улетела пташечка», слова Сельского.

Судьба русского романса не была простой. Его благополучие было нарушено 1917 годом, когда всё лирическое искусство было объявлено буржуазным. Прошли те времена, и сейчас романс – один из любимейших музыкальных жанров. Лучшие традиции классического романса, заложенные композиторами 19 века, сохраняются в классическом романсе советского периода 20 века. Впрочем, так же как и традиции бытового романса.

Предлагаем вашему вниманию романс «Я вас любил», музыка Шереметьева, слова Пушкина.

Русский композитор, дирижер и музыкант Александр Константинович Глазунов после Октябрьской революции активно участвовал в строительстве советской культуры, вел общественную музыкальную просветительную работу.

Послушайте «Романс Нины» из драмы Лермонтова «Маскарад».

После Великой Отечественной войны Молчанов Кирилл Владимирович, известный советский композитор, автор 5 опер. Из них 2 оперы «А зори здесь тихие» по роману Васильева и «Брестская крепость» по роману Смирнова были откликом композитора на героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Сейчас мы предлагаем Вам послушать «Романс Женьки» из оперы «А зори здесь тихие».

Долгое время песенно-романсовое наследие не освещалось на должном уровне. Многие ли из нас могут вспомнить такие известные в прошлом имена мастеров русского романса, как М.Ю. Виельгорский, Н.С. Титов, М.М. Яковлев, В.Н. Камперов, Л.Д. Малашкин и другие? Нам больше известны такие исполнители, как В. Панина, Ф. Шаляпин, И. Юрьев, А. Вертинский, Б. Фомин, К. Шульженко и Л. Утесов, Т. Церетели, Саша Давыдов и другие. И именно тем близки они как художники каждому из нас, что разделили во многом судьбу самого народа свою боль и надежду излили в песне, романсе, посвятив этим, несомненно, самым популярным жанрам всю свою жизнь.

А закончим наш рассказ о романсе исполнением попурри на известные цыганские романсы, так любимые нашим народом по сей день.

- «Мой костер», музыка народная, слова Я. Полонского

- «Очи черные», музыка неизвестного автора, слова Е. Гребенки

- «Только раз», музыка Б. Фомина, слова П.Германа

- «Мохнатый шмель», музыка Н. Петрова, слова Р. Киплинга (из кинофильма «Жестокий романс»)

 

Список использованной литературы:

1. История русской музыки. В 10-ти т. т.5.- 1826 – 1850.-М.; Музыка, 1988 – с. 132 - 184

2. Левашова О. История русской музыки. Т.1.- М., Музыка, 1980 – с. 264 - 607

3. Рабинович В.Л. Русский романс. – М,; Правда, 1987.-640 с.

4. Соболева Г.Г. Русский романс. – М.: АОЗТРИФМЭ, 1995. – 96 с.

5. Соболева Г.Г. Русский советский романс. – М.: Знание, 1985. – 112с.

6. Розанова Ю.А. Т.2, кн. 3. Вторая половина 19 века. П.И. Чайковский: Учебник.-2-е изд., испр. И доп.- М.6 Музыка, 1986.- 279 с.

7. Корифеи русского романса.: Литературно-музыкальный альманах №11 – 12, 2003г.

 

Оригинал работы:

Русский романс




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*