Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование активных методов обучения на занятиях хирургии

02.10.2018 707 1239
Рабинович Ирина Васильевна
Рабинович Ирина Васильевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Перестройка среднего специального образования в стране нацелена на то, чтобы как можно полнее удовлетворить потребность общества в современных квалифицированных специалистах, что, естественно, ставит во главу угла проблему качества подготовки кадров. В современных условиях к качеству знаний студентов предъявляются все более высокие требования, одним из которых является действительность знаний, то есть способность применить их на практике в новых нестандартных ситуациях. Стимулировать у студентов устойчивый и долговременный интерес к учебе далеко не просто. Зачастую студент заучивает информацию, тренируя фактически одну лишь память. Но заучить – еще не значит знать. А знать – еще не значит уметь. Умение же невозможно выработать без практики активной деятельности, игры, разбора конкретной ситуации и переживаний во время такого разбора, без поиска оптимального решения перед лицом доброжелательно, но критически настроенного коллектива.

Одной из основных своих задач считаю разработку форм обучения, предполагающих активное участие всех студентов в учебном процессе, т.е. активных форм обучения. Именно активные формы обучения выступают ведущим фактором развития образования, а их внедрение – предметом систематической и целенаправленной деятельности.

Как мы знаем, активные формы обучения могут быть неимитационными и имитационными. Неимитационные формы, которые я использую на теоретических и практических занятиях: мозговой штурм, презентации (подготовленные преподавателем и студентами), проблемные ситуации, дискуссии и др.

Метод мозгового штурма служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие. Очень важно произвести четкую формулировку проблемы и выбрать ведущих. В дальнейшем идет генерация идей, принимаются даже самые фантастические идеи. На этом этапе исключается оценочный компонент, а это снимает у студентов страх высказаться неверно. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. На этом этапе критика к выдвинутым предложениям поощряется. Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений всю аудиторию, позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Я считаю, что в настоящее время данный метод может быть эффективно использован в процессе обучения.

Учебные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Мультимедийная презентация – это не только ещё один источник информации. Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Хороший результат дает использование студенческих презентаций. Студенты с удовольствием готовят презентации по диагностике хирургических заболеваний, современным методам исследования и их информативности, современным методам хирургического лечения. При подготовке таких презентаций студенты обращаются к справочной и тематической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. С большим интересом они выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения.

На практическом занятии в рамках самостоятельной внеаудиторной работы студенты готовят тесты, терминологические диктанты и другой материал контроля также в программе PowerPoint.

Проблемная ситуация – означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация создается путем выявления какого-либо противоречия в содержании изучаемого материала на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний студентов и способов их действий. Результатом осознания выявленного противоречия является постановка конкретной учебной проблемы. Примером такой проблемной ситуации может служить решение вопроса о целесообразности переливания цельной крови пациенту с острой кровопотерей. Данная проблема ставится на занятии «Инфузионно-трансфузионная терапия», но до того как преподаватель знакомит студентов с нормативными документами по переливанию компонентов крови, согласно которым переливать цельную кровь нельзя. Проблемная ситуация, выдвинутая в самом начале теоретического занятия, стимулирует аудиторию внимательно слушать излагаемый материал, а в процессе занятия или в конце его изложить и обосновать свое мнение. Часто это приводит к развитию дискуссии между студентами, которая продолжается и после окончания занятия. Преимущества использования проблемных ситуаций и вопросов это большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов.

На практических занятиях большой популярностью у студентов пользуются имитационные формы, при которых используется учебно-познавательная работа, построенная на имитации профессиональной деятельности. Для этого использую как игровые, так и неигровые методы. Эти методы, на мой взгляд, больше подходят для практических занятий.

Примером игрового метода может служить профессиональная ситуация «Вызов скорой помощи». Участие в такой ситуации принимают три студента: студент, исполняющий роль пациента; студент, исполняющий роль родственника пациента; студент, исполняющий роль фельдшера скорой помощи.

Задание для «Пациента»: перечислить жалобы характерные для данного заболевания, рассказать анамнез заболевания, если поступит вопрос от «Фельдшера», при обследовании «Фельдшером» продемонстрировать симптомы, характерные для данного заболевания.

Задание для «Родственника»: дополнить жалобы и анамнез заболевания.

Задание для «Фельдшера»: провести фельдшерское обследование пациента на дому. Поставить предварительный диагноз.

За решением ситуации наблюдает вся подгруппа. Разбор действий фельдшера проводится после постановки предварительного диагноза. Оценки по решению конкретной ситуации зависят от выполняемых студентами ролей, взаимоотношений между участниками, наличия элементов состязательности при выполнении задания.

Основным примером неигрового метода является решение клинических ситуационных задач. Для создания ситуационных задач базовыми источниками являются клинические ситуации, истории болезни пациентов. Решение таких задач дает возможность оценить уровень клинического мышления студента, способность к анализу, практические навыки, полученные не только на данном, но и на предыдущих практических занятиях. По сути дела, ситуационная задача создаёт практическую модель профессиональной деятельности.

В моем методическом арсенале есть типовые задачи с изложением полной картины заболевания. Типовые задачи в своем составе несут только существенные признаки заболевания, несущественных признаков нет. Такие задачи позволяют оценивать уровень знания теоретических основ, а также умение мыслить логически, анализировать информацию, делать обобщения.

Часто использую задачи с неполной информацией, требующие от студента составления плана обследования пациента с описанием ожидаемых результатов, проведения дифференциальной диагностики.

Задачи с избытком информации, в которых отражены существенные и несущественные признаки заболевания. В этом случае студенту необходимо отсеять все лишнее и сосредоточиться на основных симптомах заболевания.

Комплексные задачи, решение которых предполагает свободное владение  материалом из всех предыдущих разделов хирургии. Решая такие задачи, студенты приобретают навыки, необходимые фельдшеру в практической деятельности: формулирование предварительного диагноза, составление плана дополнительного обследования, составление перечня нозологических форм для проведения дифференциальной диагностики, прогнозирование возможных осложнений и др.

Профессиональная компетентность будущего медицинского работника является залогом хорошего качества оказания медицинской помощи. Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС – научить студента учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать клиническое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. Грамотное использование педагогом разнообразных  активных педагогических  методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным. Возрастает уровень познавательной активности, усваиваемые знания носят гибкий характер, развивается клиническое мышление и формируется способность к принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях.

 

Литература

Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru.

http://www.griban.ru/blog/59-primenenie-uchebnyh-prezentacij-v-obrazovatelnom-processe-vidy-jetapy-i-struktura-prezentacij.html

Долженко Ю. А. “Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Барнаул, 2003г.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 1997.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Издательство «Знание», 2003.

Римская Е.Я. “Инновационные уроки” 2004 г.

 

Оригинал работы:

Использование активных методов обучения на занятиях хирургии




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*