Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль мастера производственного обучения при формировании профессиональной самостоятельности обучающегося в процессе производственного обучения

26.09.2018 236 414
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Наиболее ответственным разделом производственного обучения является практическая деятельность обучающихся при выполнении упражнений и изготовлении промышленной продукции. Этой деятельности обучающихся отводится основное время. Она предоставляет обучающимся возможность прояв­лять навыки самостоятельности.

Процесс производственного обучения протекает эффективно, когда со­держание темы, способы преподавания и обучения выбираются с учетом дидактических условий, способствующих активизации учебной деятельнос­ти обучающихся. Особо важным является подбор рациональных методов обу­чения, который должен производиться с учетом особенностей темы, уровня знаний, умений и навыков обучающихся, их жизненного опыта. "Хорошо зная требования учебной программы и возрастные особенности обучающихся, опытные педагоги так подбирают учебный мате­риал и соответствующие ему методы, что обучающиеся сознательно овладевают знаниями, умениями и навыками в процессе собственной активной деятель­ности, направляемой педагогом. Значит, ведущая роль в слаженном взаимо­действии основных компонентов обучения принадлежит преподаванию.

Из этого следует, что от выбора способов и методов обучения мастером производственного обучения зависит активность обучающихся. Следует всегда помнить, что не всякий труд развивает и воспитывает. Производственное обучение имеет все предпосылки для успешного развития активности и самостоятельности обучающихся. Но для этого при организации обучения труд должен: 1) интересовать обучающегося; 2) основываться на применении имею­щихся у него знаний, умений и навыков; 3) быть не только физическим, но и умственным; 4) давать удовлетворение. Кроме того, обучающиеся должны видеть результаты своего труда, его общественную значимость.

Мастер производственного обучения в период выполнения учебных за­даний повседневно и системати­чески руководит самостоятельной деятельностью обучающихся. Особенно важно, чтобы он не выпускал из поля зрения обучающихся, которые нуждаются в помощи. Он не сразу вмешивается в работу этих обучающихся, а ставит наво­дящие вопросы, наталкивая их на осмысливание возникших трудностей. Он привлекает обучающихся к анализу ошибок, указывает на их причины, требует воспроизвести правильные действия. И только окончатель­но убедившись, что обучающийся не может собственными силами преодолеть ошибки, он снова подробно инструктирует его, показывает правильное выполнение каждого элемента действия и приемов работы, дает допол­нительные задания. Такая индивидуальная работа со слабыми, отстающими обучающимися проводится систематически. Помогая отстающим, мастер производствен­ного обучения наблюдает за выполнением задания всей группой. Делая обходы рабочих мест обучающихся, мастер производственного обучения следит за способами обращения обучающихся с инструментом.

В период выполнения упражнений и производственных работ мастеру производственного обучения представляется возможность обучать обучающих­ся приемам и способам новаторов производства, применению их инстру­мента и приспособлений. Реализация этого метода может осуществляться с небольшими группами обучающихся по скользящему графику. Одна из основ­ных и наиболее трудных задач, стоящих перед мастером производственного обучения, — это обучение обучающихся применению теоретических знаний на практике. С этой целью мастер подбирает примеры, связанные с необходи­мостью производить работы, пользоваться справочной литературой, табли­цами. Применение теоретических знаний обучающимися в условиях производст­венного обучения может носить весьма разнообразный характер. Мастер производственного обучения должен объяснять производственные процес­сы, принципы устройства машин и механизмов с позиций тех законов тех­ники, которые обучающиеся изучают на уроках теоретического обучения.

После объяснения цели урока и показа приемов работы, проверив степень усвоения инструктивных указаний, мастер позволяет обучающимся перейти к практической работе. Последовательно выполнялись упражнения по процессам, которые объ­яснил мастер. Самоконтроль качества сверления и зенкерования проводил­ся в ходе упражнений каждым обучающимся. Стремясь выполнить правильно упражнение, обучающиеся мысленно представляли себе тот или иной прием, показанный мастером, затем выполняют его сами и сличают с правильным. Для обучающихся эти упражнения были трудными. Чтобы освоить их, требова­лось напряженное внимание, а также самостоятельность в мышлении и дей­ствиях. И хотя в основном обучающиеся ориентировались на образец, работа их была связана с формированием не только двигательных трудовых умений и навыков, но и в не меньшей степени умственных. Обучающиеся долж­ны были достаточно хорошо разбираться в организационно-технических вопросах, необходимых для качественного выполнения работы, уметь осу­ществлять выбор инструмента и приспособлений, планировать трудовой процесс по этапам, организовать рабочее место. И наконец, при выполнении упражнений обучающиеся должны овладеть способами контроля за правильностью трудовых движений, действий и за их результатами.

После вводного группового инструктажа полнота и сложность работы мастера производственного обучения возрастают. Он активно руководя самостоятельной работой обучающихся, формированием профессиональных умений и навыков. В этих целях он систематически обходит рабочие места обучающихся, наблюдает за их действиями, оказывает помощь отстающим. Обход рабочих мест осуществляется целенаправленно в соответствии с пла­ном. Мастер производственного обучения обращает внимание на правиль­ность подбора материала, инструмента и приспособлений, на организацию рабочего места. Он выясняет также самостоятельность выполнения работы обучающимися, соблюдение техники безопасности. Мастер производственного обучения наблюдает и проверяет, насколько внимательно обучающиеся следят за процессом выполнения работ. Мастер произ­водственного обучения наблюдает за работой каждого обучающегося, разумно, с педагогическим тактом оказывая им помощь. При этом он не должен задевать самолюбие обучающегося, наоборот, его обязанность - вдохнуть в обуча­ющихся силу и уверенность в себе. Обстоятельно повторяя и анализируя совместно с обучающимися учебное задание, мастер производственного обуче­ния подводит их к осмысливанию недостатков работы и помогает выпол­нить задание самостоятельно. При обнаружении типичных недостатков он останавливает всю группу и анализирует эти недостатки до тех пор, пока не будут выяснены их причины и способы устранения.

Мастер уделяет внимание учету и контролю усвоения обучающимися спо­собов работы, умений и навыков. В целях усиления контроля за формиро­ванием умений и навыков мастер производственного обучения организует целенаправленную взаимопроверку приемов работы. Для этого в группе создаются контрольные посты, поочередно обслуживаемые обучающимися. Кроме того, рядом работающие обучающиеся взаимно контролируют друг друга. В учебно-производственной мастерской можно создать пост ученичес­кого контроля. Обучающиеся по графику будут принимать работу, отмечать недостатки и выставлять оценки.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Роль мастера производственного обучения при формировании профессиональной самостоятельности обучающегося в процессе производственного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*