Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТема адаптации студентов 1-го курса весьма актуальна в настоящее время. Переход из школы в профессиональную образовательную организацию является для многих переломным моментом в жизни. Не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым условиям и безболезненно их пережить. Вчерашние школьники впервые приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить новые правила жизни и учебы, оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, старшекурсниками и преподавателями. В течение первого года обучения у первокурсника происходит немало важных и сложных процессов: формирование навыков и умений рациональной организации умственной деятельности, осознание призвания к выбранной профессии, создание оптимального режима труда, досуга и быта, развитие и воспитание профессионально значимых качеств личности и т.д. Но первоочередная задача – это вхождение в студенческий коллектив. Из психологии известно, что основной потребностью и ведущим типом деятельности в данном возрасте является общение. Поэтому отношения в группе влияют на все стороны жизни первокурсника, включая и учебную деятельность.
Для создания комфортной, дружеской и доверительной атмосферы в группах студентов нового набора в Вятском колледже культуры были проведены тренинги на более глубокое знакомство другу с другом, сплочение коллектива и раскрепощение перед своими одногруппнкиами. Целью данной работы было сокращение психологической дистанции между одногруппниками, поэтому часто любые обсуждения были в доверительном кругу.
Для знакомства друг с другом предлагается тренинг «Самопрезентация», в котором первокурсники коротко рассказывают о себе.
«Самопрезентация»
Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается по очереди (по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе: имя, город (село), из которого приехал, две лучшие черты своего характера, хобби. Ведущие и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительные вопросы. Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность в получаемой информации и помогает ему раскрыться.
Затем рекомендуем тренинг «Моя изюминка», в котором одногруппникам предстоит узнать друг друга по ключевому качеству.
«Моя изюминка»
На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.
По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество - «изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества.
Тренинг «Верю - не верю» поможет ребятам не только лучше узнать некоторые секреты своих одногруппников их жизни до колледжа, но и раскрепоститься друг перед другом, рассказывая правдивую и ложную истории.
«Верю – не верю»
Каждому участнику нужно сказать о себе 2-3 факта, одно из который неправда. Группе нужно угадать ложную информацию.
Тренинги «Паровоз» и «Альпинист» направлены на сплочение группы, контакт каждого члена группы друг с другом, построение командного взаимодействия.
«Альпинист»
Ставится длинная скамейка, на которую участники должны встать. Каждый из участников должен пройти из одного конца скамейки в другой. При этом никто из игроков не должен касаться ногами пола. Если «альпинист» упал – начинает «путешествие» заново. Задача остальных участников помочь альпинисту удержаться на скамейке и не упасть.
«Паровоз»
6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская.
В заключении предлагаем тренинг «Дрозд», который помогает сократить психологическую дистанцию между участниками.
«Дрозд»
Игроки образуют два круга (внутренний и внешний), равные по численности участников. Внутренний круг разворачивается спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим игроки произносят фразу и выполняют движения:
«Я дрозд - рука у себя на груди,
ты дрозд – рука у соседа на груди;
у меня нос – палец к своему носу,
у тебя нос – палец к носу соседа;
у меня гладко – рука к своей щеке,
у тебя гладко – рука к щеке соседа,
у меня сладко – палец к своим губам,
у тебя сладко – палец к губам соседа (можно только обозначить),
я тебя люблю – обнимаются».
Потом пары меняются по часовой стрелке и вновь повторяется данная фраза с движениями.
Важно помнить каждому преподавателю, что данные тренинги помогут в лучшем сплочении группы, работа дружной командой существенно облегчает процесс обучения, помогает бороться с возникающими трудностями и поддерживать друг друга в любой ситуации!
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.