Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рабочая тетрадь как системообразующий элемент, обеспечивающий организацию самостоятельной работы студентов

24.09.2018 757 1287
Ворошилова Ирина Ивановна
Ворошилова Ирина Ивановна, преподаватель

Федотова Елена Ивановна
Федотова Елена Ивановна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе предполагает разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время и ориентирует на обучение в течение всей жизни.

Главной целью самостоя­тельной деятельности является расширение и углубление знаний обучающихся, предотвращение их забывания, раз­витие индивидуальных склонностей. Самостоятельная работа студентов является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС), созданных на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Конкретные требования к самостоятельной работе студентов определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по направлениям и специальностям и локальных актах образовательного учреждения.

Навыки самостоятельной работы по освоению знаний и умений приобретаются с раннего детства и развиваются в течение всей жизни. К началу получения среднего профессионального образования студенты имеют личный опыт и навыки организации собственных действий, полученные в процессе обучения в школе.

Однако при получении профессионального образования требования к организации самостоятельной работы существенно возрастают, так как они связаны с освоением сложных общих и профессиональных компетенций. Следует отметить, что студенты различаются по уровню готовности к самостоятельной работе.

Первая группа студентов характеризуется тем, что ее представители ориентированы на выполнение заданий самостоятельной работы и обладают универсальными учебными компетенциями, позволяющими успешно справиться с требованиями к ее выполнению (умением понимать и запоминать приобретаемую информацию, логически мыслить, воспроизводить материал и т. д.).

Студенты второй группы не имеют устойчивой ориентации на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала и отличаются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации. Перед преподавателем встают вопросы, как рационально организовать самостоятельную работу студентов с различным уровнем подготовленности, повысить самостоятельную деятельность каждого студента на всех этапах процесса обучения. В качестве современного дидактического средства в системе самостоятельной работы студентов мы предлагаем использовать рабочие тетради по изучаемым учебным дисциплинам. В настоящее время рабочие тетради по учебным предметам широко используются в средней общеобразовательной школе. Мы считаем, что рабочая тетрадь может эффективно использоваться и при профессиональной подготовке специалистов среднего звена.

Материалы, включаемые в РТС, предлагаем структурировать в три блока:

–методический;

–деятельностный;

–оценочный.

Каждый из блоков, исходя из его предназначения, имеет свою структуру. Методический блок даёт студентам пояснения по работе с тетрадью в ходе самостоятельной работы. В методическом блоке студентам разъясняется технология работы с рабочей тетрадью, подробно указываются все требования к оформлению выполненных заданий, к самооцениванию достигнутых результатов.

В деятельном блоке задания (материал группируется по разделам и темам дисциплины), дополнительные задания по всей дисциплине, справочные материалы по дисциплине. Задания ориентированы на овладение различными видами знаний, они различаются уровнем сложности, самостоятельности, видами деятельности, ориентированы на формирование компетенций. Это задания и задачи по освоению материала изучаемой дисциплины. Заданиями могут быть задачи, задания-вопросы, задания тестового характера, задания на соответствие, индивидуально-творческие задания, задания на переработку информации, структурирование и систематизацию знаний. Необходимость формирования профессиональных компетенций при выполнении самостоятельной работы диктует включение в рабочую тетрадь заданий, имеющих характер профессиональной деятельности.

Система заданий в рабочей тетради разрабатывается с учётом возрастания уровня сложности при выполнении заданий самостоятельной работы. Задания должны учитывать разнообразие форм и методов самостоятельной работы, для дифференцированного и вариативного характера и более полного учёта индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов. В деятельный блок можно включить и дополнительные задания по дисциплине (интегрированные задания). Они могут быть представлены заданиями типа кроссвордов, головоломок, ситуационных задач и т. п. Справочные материалы по дисциплине включают текстовую информацию, разнообразные таблицы, иллюстрации.

Оценочный блок содержит карту самооценки студента выполнения заданий рабочей тетради, и оценку преподавателя по теме, разделу дисциплины. При самооценке студент анализирует недостатки в освоении дисциплины, учится адекватно оценивать себя в процессе самостоятельной учебной работы. Результат освоения дисциплины студентом преподаватель определяет по качеству и по конечной оценке выполненных заданий рабочей тетради. Оценка полностью заполненной рабочей тетради может входить в систему рейтингового оценивания освоения учебной дисциплины.

Накопленный нами опыт по использованию в образовательном процессе рабочих тетрадей дает возможность рассматривать рабочую тетрадь, как многофункциональное дидактическое средство и её результативность. Дидактические средства, применяемые в самостоятельной работе студентов должны отражать личностно деятельный, дифференцированный характер обучения, наиболее полно учитывать индивидуальные возможности и интересы обучаемых, выполнять ряд новых функций, обеспечивающих результативность обучения.

Рабочая тетрадь является эффективным средством формирования профессиональных компетентностей будущих выпускников образовательных организаций. Она позволяет повышать интерес к предмету, контролировать самостоятельную работу студентов на любом этапе, приучает студентов к творчеству и самообразованию. Позволяет освободить их от ведения дополнительных тетрадей, экономит время, как студентов, так и преподавателей.

Студенты, систематически включающиеся в самостоятельную работу, активны, они успешно реализуют свои знания. Систематическое выполнение задания в срок, указанный преподавателем, приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие.

Таким образом, использование рабочих тетрадей в комплексе методических материалов помогает осуществлять компетентностный подход в профессиональном обучении студентов, что позволяет подготовить конкурентоспособного, мобильного специалиста, способного легко адаптироваться к условиям современного рынка труда.

Литература

Капустина. Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации СПО // Капустина, Л.И. Научные исследования. – 2011.-№ 3.- С. 88-99.

Кравченко , А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2015,- 400 с.

 

Оригинал работы:

Рабочая тетрадь как системообразующий элемент, обеспечивающий организацию самостоятельной работы студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*