Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных учреждений среднего профессионального образования

28.11.2012 2257 6007
Сюбаева Марина Ильинична, преподаватель

Беловский политехнический техникум
Привычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Я поинтересовалась у своих первокурсников и выяснила, что эти пять-шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются “поиграть” один на один или с группой возле “мыслящего”, но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца (150-180) и года (1825-2190)! Всё это время подросток оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

На смену традиционным методикам пришли в последнее время интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” подростка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни обучающегося оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой компетенции.

Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции. О них написано в “Стратегии модернизации содержания общего образования”. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать объяснение.


Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности.

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как  ребёнок владеет языком, на каком уровне:

  • языковом(владение нормами литературного языка),
  • лингвистическом (знания о языке, его устройстве),
  • коммуникативном (владение языковыми средствами),
  • социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку.


Большие возможности для языкового и умственного развития студентов содержит обучение грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли, способствует развитию логического мышления, является основой формирования практических речевых и правописных навыков.


На основе анализа методической литературы и изучения опыта преподавания русского языка установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития обучающихся. Это актуализировало проблему формирования языковой компетентности студентов и потребовало разрешения ряда объективных противоречий. Таким образом, возникает потребность в разрешении основного противоречия между требованиями Образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку к уровню языковой подготовки обучающихся и отсутствием условий, обеспечивающих эту подготовку.

 

Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему моей работы:

в теоретическом плане — проблему разработки модели формирования языковой компетентности студентов в процессе изучения членов предложения,

в практическом плане— проблему создания методического обеспечения формирования языковой компетентности студентов.


Объект работы- процесс обучения русскому языку на основе компетентностного обучения.


Предмет работы- формирование языковой компетенции студентов 1 и 2 курсов в процессе изучения русскому языку и культуре речи.


Цель работы- теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции студентов в ходе изучения ими русского языка и культуры речи.


Для достижения поставленных целей используются следующие методы работы:

теоретические:анализ лингвистической, психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по теме исследования; изучение действующих программ и учебников по русскому языку для среднего профессионального образования(СПО);

социолого-педагогические: наблюдение за процессом изучения программы; беседы с преподавателями и студентами; письменные и устные опросы студентов;

экспериментальные: входной контроль знаний, срез знаний;

статистические: количественная и качественная обработка результатов знаний студентов.

 

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитиеречевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
  • освоение знанийо русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.


Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. На уроках русского языка предлагаю студентам разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.


Практическая сторона моей научно-методической темы(НМТ) осуществляется разнообразием видов работы: СПО имеет целью подготовить специалистов среднего звена.


В колледже мы учим создавать тексты всех стилей русского литературного языка, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.


Вместе с навыками письменной речи у студентов развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение. Всё  это необходимо в любой профессии.


Каждую форму работы деятельности студентов нельзя отнести к одному виду, так как язык - это система!


Развитие лексической стороны речи, языковой прослеживается через работу со словарями, составление сказок собственного сочинения, озвучивании творческих работ.


Осуществление графической стороны речи включает в себя художественное оформление сказок собственного сочинения, картин природы, образов литературных героев, эпизодов произведений, значений фразеологизмов.


Произносительная и грамматическая стороны речи прослеживаются в каждой форме работы- это игровая деятельность, монологическая, диалогическая речь, выступления с докладами, рефератами, на конференциях.


Орфографическая, грамматическая, синтаксическая стороны речи просматриваются в написании  письма литературному герою, кроссвордах, озвучивании творческих работ, составлении методического обеспечения, выполнении контрольно-измерительных материалов.


Информационные технологии – использование  видео-коллекции: худож. фильмы, видео-лекции, развивающие занимательные материалы по русому языку, работа на компьютерах, составление презентаций и наглядных пособий.


Использую различные виды контроля, в том числе, входной и итоговый, где отчётливо видна практическая направленность данной темы.


По итогам входного контроля групп 1 курса по русскому языку видно, что средний балл знаний (синим цветом выделено) составлял от 2,3 до 2, 9; красным цветом показаны итоги за 1 семестр от 2,7 до 3,2.

Низкий средний балл из-за посещаемости студентов, плохой базы усвоения школьной программы, медленного и неосознанного чтения!


Чтобы были высокие показатели в учебной деятельности студентов, необходимо бегло читать,  воспроизводить и понимать текст. В каждом учебном году я два раза провожу и отслеживаю динамику техники чтения  отрывка незнакомого произведения. Предлагаю вашему вниманию динамику за три года (Рис.1):




Рис.1 Динамика техники чтения

 

Согласно технике чтения в начальной школе ребёнок читает в 4 классе - 120 слов в минуту-это уровень взрослого человека, при котором  происходит осознанное чтение текста.


Большую сложность составило задание на понимание прочитанного текста.

В 2009-2010 учебном году работу на понимание текста выполнило 37,5 % исследуемых студентов 1 курса, в 2010-2011 году- 43, 7%, а в 2011-2012 году-48,2%. (Рис.2)

 


 

Рис.2 Динамика понимания текста

 

Вывод: студенты 1 курса повысили качественный % понимания незнакомого текста. Формированию языковых компетенций способствуют подготовка и участие в олимпиадах.


Работая над своей НМТ, я приняла участие в Международной  научно-практической конференции (НПК). Результат - печатная статья в сборнике материалов конференции, результатом работы над моей НМТ можно считать выпуск сборника стихотворений собственного сочинения студентов колледжа за 2004-2009 годы, второй сборник готовится к печати. Развитию языковых компетенций у студентов способствует дополнительная внеурочная работа в студенческом литературном клубе «ЛИРА Применение языковой компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без её развития не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, грамотного специалиста.

 

Список литературы

  1. Божович, Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) Е.Д.Божович, Е.И. Козицкая // Психологическая наука и образование.-1999.-№ 1.
  2. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Высшее образование в России.-2005.-№ 4
  3. Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал «Эйдос»-2005.-12 декабря.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*