Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа смену традиционным методикам пришли в последнее время интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит “отторжение” подростка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни обучающегося оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения: формирование у обучаемых языковой компетенции.
Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции. О них написано в “Стратегии модернизации содержания общего образования”. Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать объяснение.
Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении определенным набором способов деятельности.
Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ребёнок владеет языком, на каком уровне:
В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, связанных с построением дидактико-методических систем обучения русскому языку.
Большие
возможности для языкового и умственного развития студентов содержит обучение
грамматике родного языка, которое обогащает их знанием основных законов и
правил системы языка, морфологических и синтаксических средств выражения мысли,
способствует развитию логического мышления, является основой формирования
практических речевых и правописных навыков.
На основе анализа методической литературы и изучения опыта преподавания русского языка установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития обучающихся. Это актуализировало проблему формирования языковой компетентности студентов и потребовало разрешения ряда объективных противоречий. Таким образом, возникает потребность в разрешении основного противоречия между требованиями Образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку к уровню языковой подготовки обучающихся и отсутствием условий, обеспечивающих эту подготовку.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий определило проблему моей работы:
в теоретическом плане — проблему разработки модели формирования языковой компетентности студентов в процессе изучения членов предложения,
в практическом плане— проблему создания методического обеспечения формирования языковой компетентности студентов.
Объект работы- процесс обучения русскому языку на основе компетентностного обучения.
Предмет работы- формирование языковой компетенции студентов 1 и 2 курсов в процессе изучения русскому языку и культуре речи.
Цель работы- теоретическое обоснование методической системы формирования языковой компетенции студентов в ходе изучения ими русского языка и культуры речи.
Для достижения поставленных целей используются следующие методы работы:
теоретические:анализ лингвистической, психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по теме исследования; изучение действующих программ и учебников по русскому языку для среднего профессионального образования(СПО);
социолого-педагогические: наблюдение за процессом изучения программы; беседы с преподавателями и студентами; письменные и устные опросы студентов;
экспериментальные: входной контроль знаний, срез знаний;
статистические: количественная и качественная обработка результатов знаний студентов.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Речевая
деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме,
аудировании. На уроках русского языка предлагаю студентам разнообразные виды
заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить
коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме,
пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи
и условиями общения.
Практическая сторона моей научно-методической темы(НМТ) осуществляется разнообразием видов работы: СПО имеет целью подготовить специалистов среднего звена.
В колледже мы учим создавать тексты всех стилей русского литературного языка, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Вместе с навыками письменной речи у студентов развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение. Всё это необходимо в любой профессии.
Каждую форму работы деятельности студентов нельзя отнести к одному виду, так как язык - это система!
Развитие лексической стороны речи, языковой прослеживается через работу со словарями, составление сказок собственного сочинения, озвучивании творческих работ.
Осуществление графической стороны речи включает в себя художественное оформление сказок собственного сочинения, картин природы, образов литературных героев, эпизодов произведений, значений фразеологизмов.
Произносительная и грамматическая стороны речи прослеживаются в каждой форме работы- это игровая деятельность, монологическая, диалогическая речь, выступления с докладами, рефератами, на конференциях.
Орфографическая, грамматическая, синтаксическая стороны речи просматриваются в написании письма литературному герою, кроссвордах, озвучивании творческих работ, составлении методического обеспечения, выполнении контрольно-измерительных материалов.
Информационные технологии – использование видео-коллекции: худож. фильмы, видео-лекции, развивающие занимательные материалы по русому языку, работа на компьютерах, составление презентаций и наглядных пособий.
Использую
различные виды контроля, в том числе, входной и итоговый, где отчётливо видна
практическая направленность данной темы.
По итогам входного контроля групп 1 курса по русскому языку видно, что средний балл знаний (синим цветом выделено) составлял от 2,3 до 2, 9; красным цветом показаны итоги за 1 семестр от 2,7 до 3,2.
Низкий средний балл из-за посещаемости студентов, плохой базы усвоения школьной программы, медленного и неосознанного чтения!
Чтобы были высокие показатели в учебной деятельности студентов, необходимо бегло читать, воспроизводить и понимать текст. В каждом учебном году я два раза провожу и отслеживаю динамику техники чтения отрывка незнакомого произведения. Предлагаю вашему вниманию динамику за три года (Рис.1):
Рис.1 Динамика техники чтения
Согласно
технике чтения в начальной школе ребёнок читает в 4 классе - 120 слов в минуту-это уровень взрослого человека, при
котором происходит осознанное чтение
текста.
Большую сложность составило задание на понимание прочитанного текста.
В 2009-2010 учебном году работу на понимание текста выполнило 37,5 % исследуемых студентов 1 курса, в 2010-2011 году- 43, 7%, а в 2011-2012 году-48,2%. (Рис.2)
Рис.2 Динамика понимания текста
Вывод: студенты 1 курса повысили качественный % понимания незнакомого текста. Формированию языковых компетенций способствуют подготовка и участие в олимпиадах.
Работая над своей НМТ, я приняла участие в Международной научно-практической конференции (НПК). Результат - печатная статья в сборнике материалов конференции, результатом работы над моей НМТ можно считать выпуск сборника стихотворений собственного сочинения студентов колледжа за 2004-2009 годы, второй сборник готовится к печати. Развитию языковых компетенций у студентов способствует дополнительная внеурочная работа в студенческом литературном клубе «ЛИРА Применение языковой компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без её развития не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, грамотного специалиста.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.