Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Сущность понятия адаптации

13.09.2018 3262 7330
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Мы гениальное творение бога, так как мы быстро приспосабливаемся

Бен Басс [26]

 

Деятельность человека никогда не существует изолированно от внешней среды, объекты и явления которой постоянно оказывают определенное воздействие на человека и его деятельность [13, с.438]. Важнейшими задачами, возникающими перед каждым человеком, являются умения найти и занять свое место в жизни, создать приемлемую социально-культурную среду, состояться профессионально и передать свой опыт детям. Но когда человек рождается, он не обладает необходимыми знаниями, умениями, опытом, которые идеально подходят к совершению всех действий. Искусство самореализации требует адаптации поведения, которое является обязательным процессом в любых обстоятельствах [7, с.8].

Сам термин «адаптация» имеет давнее происхождение и относится к общенаучным междисциплинарным понятиям. Он возник от позднелатинского adaptatio – прилежание, приспособление [4, с.216] и в широком смысле означает приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям среды [10, с.10]. Поэтому в эволюционной теории адаптация определяется как любое структурное или поведенческое изменение, которое имеет жизненно важное значение [5, с. 24].

В гуманитарные науки термин «адаптация» был привнесен из биологии для обозначения процесса приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции [1, с.13]. Данный процесс однозначно расшифрован в словарях: адаптация – это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающих возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды [2, с.10; 6, с.18; 18, с.11]. То есть в биологии адаптация не что-то внутренне присущее и заранее организованное, она всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов эволюции – изменчивости, наследственности и естественного отбора [4, с.216].

В медицине и физиологии под адаптацией понимается процесс привыкания [6, с.18]. Более подробно данный процесс расписан в популярной медицинской энциклопедии: адаптация – это способность всего живого приспосабливаться к различным условиям, она обеспечивает поддержание нормальной жизнедеятельности организма и его приспособление к изменениям различных факторов окружающей среды: температурных и климатических, высоты, многих инфекционных агентов и т.д. [20, с.8]. Также и Р. С. Немов в одном из значений под понятием адаптации понимает постепенное приспособление физиологических процессов, происходящих в органе чувств человека к физическим воздействиям на них в данный момент времени, например, глаза человека к яркости света, уха к громкости звука и т.д. [15, с. 70]. То есть физиологический аспект адаптации заключается в совокупности физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий.

Философская трактовка адаптации представлена как описание общих принципов диалектического единства организма и условий среды: изменение и неизменность, динамика и стабильность, пассивность и активность, открытость и закрытость [17, с. 19].

Рассматривая термин «адаптация» в психологии, можно встретить несколько близких по смыслу значений. В психологических словарях адаптация определяется как приспособление строений и функций организма к условиям среды [11, с.10; 21, с. 95; 22, с.11]. М. И. Еникеев ее трактует, как приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды [9, с.7]. К. К. Платонов дает такое определение понятию адаптация: это приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям [19, с.7]. А. М. Столяренко в своем определении указывает возможные виды приспособления к измененным внешним условиям: физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое [24, с.532]. Р. С. Немов и А. В. Морозов подразумевает под адаптацией приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки [14, с.299; 16, с.651]. То есть психологический аспект адаптации заключается в приспособлении человека как личности к условиям внешней среды в соответствии с требованиями общества и с собственными мотивами, потребностями и интересами [6, с.28].

В словарях общего пользования рассмотрено понятие данного термина в повседневном обиходе: адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой, включающий усвоение норм, правил и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение и преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности [6, с.28; 8, с.23]. Здесь мы видим уже взаимодействие не только личности со средой, но и социальной группы, то есть связь с социологией.

В социологии данное понятие развивалось представителями органической школы в ряду аналогий между обществом и организмом. Позднее приобрело самостоятельное значение. В ряде концепций (Ж. Пиаже, Р. К. Мертон) адаптация понимается как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды [12, c.137]. В качестве основных механизмов адаптации Ж. Пиаже описывает аккомодацию (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляцию («уподобления» себе, преобразования среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность и группа активно воздействуют на среду. Отсюда одновременно – адаптационная и одновременно адаптирующая активность на личности или группы [25, с.12]. В любом случае, основные проявления социальной адаптации – это взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность [6, с.28].

То есть в социологии адаптация рассматривается уже не только как приспособление, но и как постоянный процесс интеграции личности в общество, процесс ее активного приспособления в социальной среде. В основе данного взаимодействия лежит усвоение элементов культуры, традиций, социальных норм и ценностей, которые помогают в формировании социально значимых качеств личности [23, с.10]. Это говорит о том, что адаптация позволяет человеку не только успешно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности [3, c.345].

Таким образом, несмотря на наличие многочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколько ее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация – это, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек-среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм [13, с.442]. В любом случае, целью адаптации является устранение либо ослабление вредоносного действия факторов окружающей (биологической, физиологической, социальной, психологической) среды [18, с.12], что способствует личности достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности, согласования собственных требований и притязаний с реальными возможностями окружения [12, c.137].

 

Список использованных источников

Адаптация и реабилитация в социальной работе: учеб. пособие / под общ. ред. Н.Ш. Валеевой. – 2-е изд.– Казань: КГТУ, 2011. – 586 с.

Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров, редкол. А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заверзин и др. – 2-е изд., исправл. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – 864 с.

Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб: Питер, 2008. – 368 с.

Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) Т.1 (А-Ангоб) / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1970. – 608 с.

Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); пер. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; Издательство «Вече», 2003. – 592 с.

Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия. – СПб: Норинт, 2000. – 1456 с.

Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2017.– 164 с.

Даниленко В.И. Современный политический словарь. – М.: NOTA BENE, 2000. – 1024 с.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 560 с.

Зинченко В. П., Мещерянков Б. Г. Большой психологический словарь: АСТ. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 852 с.

Карпенко Л.А. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

Кравченко А.И. Новая Российская Энциклопедия в 12 т. Т.2 (А-Баяр) / редкол.: А.Д. Некипелов, В.И. Данилов-Данильян, В.М. Карев и др. – М.: ООО «Издательство «Энциклопедия»: ИД «ИНФРА – М», 2005. – 960 с.

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для ВУЗов. – СПб: Питер, 2012. –583 с.

Морозов А. В. Социальная психология: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект, 2008. – 335 с.

Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. –Ч.1 – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. – 304 с.

Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, 688 с.

Новейший философский словарь: 3-е изд., испр. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1280 с.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редекол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб пособие для учеб. заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984. – 174 с.

Популярная медицинская энциклопедия / гл. ред. Б.В. Петровский. – В 1-м томе Аборт – Ящур. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – 704 с.

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.

Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Адаптация студентов и образ ВУЗа: монография. – Ярославль: ЯрГУ, 2010. –168 с.

Социальная психология: учеб. пособие для ВУЗов / под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 543 с.

Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, И.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Советская Энциклопедия, 1983. – 840 с.

Цитаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://citaty.info/quote/451368 (дата обращения - 20.07.2018)

 

Оригинал работы:

Сущность понятия адаптации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*