Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаС учетом нового компетентностного подхода к формированию личности, цель профессионального образования начинает осознаваться не как изучение профессиональных и общеобразовательных дисциплин, а как использование их для развития необходимых качеств и профессиональной самореализации личности.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
Мудрая китайская поговорка гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Курсовое проектирование как раз и является одним из способов вовлечения обучающихся в практическую деятельность, что в дальнейшем будет развиваться и применяться в работе на производстве.
Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов.
Целями курсового проектирования являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовка к итоговой Государственной аттестации.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений»обучающиеся выполняют две курсовых работы:
профессиональный модуль ПМ. 02Проведение качественных и количественных анализов природных и промышленных материалов с применением химических и физико-химических методов анализа МДК 02.01 Основы качественного и количественного анализа природных и промышленных материалов;
профессиональный модуль ПМ. 03 Организация работы коллектива исполнителей МДК 03.01 Управление персоналом химических лабораторий.
Выполнение курсовых работ способствует развитию профессиональных компетенций, необходимых для соответствия обучающегося квалификации техника. Например, таких как:обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий; подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа; обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий; проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами; проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами; проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов; работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности; планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений; организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка; анализировать производственную деятельность подразделения; участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.
В техникуме разработаны и эффективно применяютсяметодические рекомендации, где указывается необходимая литература для самообразования, требования к качеству содержания и оформления работы, требования к оформлению электронных презентаций, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Для обучающихся разрабатываются индивидуальные задания по конкретным темам, которые выдаются в установленные сроки каждому обучающемуся. При выборе тем учитываются особенности региона, например, наличие крупного нефтеперерабатывающего завода в г.Ачинске, требования предприятия-работодателя к квалификации специалистов по данной специальности. Поэтому в курсовых работах приводятся методики, выполняемые непосредственно при анализе нефти и нефтепродуктов на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе.
Обязательным разделом курсовой работы является литературный обзор по заданной теме, что позволяет расширить кругозор обучающихся, ознакомиться с передовыми технологиями проведения физико-химических и химических анализов.
В технологической части курсовой работы обучающиеся приводят методики анализов, руководствуясь имеющимися ГОСТами и Техническими условиями, описание устройства и работы оборудования, применяемого для анализа.
В завершающем разделе курсовой работы обучающиеся приводят санитарную характеристику лаборатории и меры по безопасной работе при проведении конкретного анализа.
В курсовой работе по МДК 03.01 обучающиеся проводят экономический анализ работы конкретной лаборатории, рассчитывают материальные затраты на проведение анализа, разрабатывают мероприятия по экономии материальных ресурсов.
Самое сложное для преподавателя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если преподаватель видит, что обучающиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у обучающихся вопросы. Здесь просматривается прогрессивная роль преподавателя. Он продолжает руководить деятельностью обучающихся, оказывает им помощь, вмешивается, когда возникает необходимость. По мере возрастания самостоятельностиобучающихся уходит в тень и тактично контролирует все, что происходит. Обучающиеся также показывают каждый свои чисто субъективные способности. Каждая фаза проекта, вплоть до окончания, связана с индивидуальными интересами, способностями, стремлениями и потребностями обучающихся. [2]
Поэтому консультации по курсовому проектированию проводятся как групповые (в начале проектирования), так и индивидуальные, непосредственно в ходе выполнения разделов курсовой работы.
Защита курсовых работ проводится в виде публичного доклада, сопровождающегося электронной презентацией, что способствует развитию грамотной профессиональной речи и коммуникативных навыковобучающихся.
Оценка курсовых работинтегрированная. Она складывается из оценок этапов выполнения работы (от задания до полученного результата), и результатов защиты работы.
Таким образом, под воздействием происходящих в стране демократических и экономических преобразований меняются функции среднего профессионального образования как существенного фактора профессиональной самореализации работника. Это вызывает необходимость совершенствования педагогических условий формирования личности обучающегося, всего учебно-воспитательного процесса в системе СПО. Курсовое проектирование является важной ступенью к получению обучающимися качественных знаний, необходимых для последующей трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
Использованные источники
Абасов 3. А. Педагогические технологии и инновации в учебнойдеятельности школьников // Школьные технологии. 2002. № 5 .
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.М.: Издательский центр Академия, 2010. - 368 с.
Оригинал работы:
Курсовое проектирование как способ вовлечения обучающихся в практическую деятельность
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.