Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология организации самостоятельной работы студентов

07.09.2018 1272 2070
Чикинева Ольга Николаевна
Чикинева Ольга Николаевна, преподаватель

Ачинский техникум нефти и газа имени Е.А. Демьяненко

В новых условиях обучения увеличиваются значимость и объем самостоятельной работы студента по учебным дисциплинам, появляются новые виды самостоятельной работы, преподаватели используют новые формы ее организации. Поэтому сегодня студентам необходима поддержка в выполнении различных видов самостоятельной работы в рамках учебного модуля или курса. В связи с этим идет активный поиск новых организационных структур, позволяющих достигать нового качества образования.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений на самостоятельную работу студентов (СРС) отводится более 1000 часов. Этот факт говорит о том, что образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

Самостоятельная работа рассматривается:

как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя,

как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Признаками самостоятельной работы являются следующие факторы:

наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

проявление умственного напряжения студентов для правильного и наилучшего выполнения действия;

проявление сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач;

наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;

владение навыками самостоятельной работы.

Комплекс условий при организации СРС:

возможность выбора и выстраивания студентом индивидуального маршрута реализации СРС;

использование накопительной системы оценивания СРС;

системная организация оценивания учебных и личностных достижений студентов;

совместное планирование и запуск СРС как необходимый этап технологии;

информационно-методическое и нормативное обеспечение СРС.

Самостоятельная работа подразделяется на:

аудиторную- под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию;

внеаудиторную - планируемая работа,во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

При разработке заданий для СРС следует учитывать:

примерные нормы времени для выполнения задания;

логику и структуру учебного материала;

практическое назначение задания, которое предстоит решать будущему специалисту;

характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;

постепенное нарастание сложности и проблемности.

В тематическом планировании преподаватель отражает:

темы учебной программы, которые студент осваивает самостоятельно;

темы, которые студент осваивает по индивидуальному плану;

темы индивидуальной СРС;

виды заданий;

сроки выполнения заданий;

критерии оценки самостоятельной работы.

«Три кита» самостоятельности: мотив, умение, воля.

Показателями умственной самостоятельности являются:

перенос знаний и способов действий в новую ситуацию;

свернутость мыслительных действий и способность их выполнения во внутреннем плане;

возможность применять общие принципы при решении задач.

Самостоятельная работа студентов проводится в несколько этапов:

этап целеполагания - преподаватель предъявляет студенту технологическую карту(или план) самостоятельной работы по дисциплине. Студентвыбирает виды учебной работы, знакомится с требованиями, предъявляемыми к курсу в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности.

этап консультирования - преподаватель является консультантом по образовательному запросу студента. Типы образовательного запроса:информационный, ресурсный, технологический, учебный, психологический.

Модели консультирования: экспертное - оценка работ, выполненных студентами; проектное - сопровождение проектных работ студентов; процессное - сопровождение студента при реализации им образовательной программы.

рефлексивный этап -оценивание учебных достижений обучающихся.

аналитический этап -преподаватель анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания.

Технология организации самостоятельной работы студента заключается в следующем:

на первом уровне – преподаватель управляет деятельностью студента.

на втором уровне – студент является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность.

Студент самостоятельно (или с помощью преподавателя) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, способы самоконтроля, способы учета достижений, осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.

Примерная классификация заданий для СРС:

по дидактической цели: познавательные, практические, обобщающие.

по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие).

по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику.

по типам решаемых задач. Здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские.

К нетрадиционным технологиям и приемам организации самостоятельной работы студентов относятся: составлениебиблиографии по проблеме; проведение обзора сайтов; разработка анкет и проведение анкетирования субъектов; выступление на конференции; подготовка презентации; обработка результатов.

Самостоятельную работу студентов на лекциях по МДК 02.01 Основы качественного и количественного анализа природных и промышленных материалов организуется по методике «Бортового журнала», требующей очень хорошей подготовки преподавателя; прямого перефразирования, что особенно хорошо использовать после серии текстов или документов по одной проблеме; составления опорной схемы-коллажа по учебным материалам, предусматривающей схематически фиксированного отображения некоторойчасти предметногосодержания, объединенного ключевым понятием или проблемой, например, коллаж «солнечная система», в центре которой «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией или «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть нет.[1]

Таким образом, в целях реализации компетентностного подхода необходимо использовать в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой, что позволит формировать и развивать у студентов общие и профессиональные компетенций. Например, по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений к таким относятся: выбирать оптимальные методы анализа; оценивать соответствие методики задачам анализа по диапазону измеряемых значений и точности; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. [2]

Использованные источники

1 Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов//Высшее образование в России, 2003. № 6.- с. 105-109.

2 Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений, 2014

 

Оригинал работы:

Технология организации самостоятельной работы студентов 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*