Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”
В настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. И на это много объективных и субъективных причин.
Перед преподавателями стоит серьезная задача мотивировать обучающихся на учебу. Необходимо заинтересовать их, направить, дать возможность развиваться, как личность, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Причем, необходимо оценивать и контролировать работу учащихся, развивая их творческие способности и давая максимум свободы выбора, делая упор на ответственность и самостоятельность.
В результате перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации.
Для этого, преподаватели средних образовательных учреждений должны иметь соответствующие педагогические компетенции.
Формирования личностных образовательных результатов учащихся в большей степени зависит от педагогических компетенций преподавателя, чем от личных качеств обучающихся.
В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива. Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний.
Существует несколько вариантов классификации мотивов. Мотивы подразделяются на : социальные и познавательные.
Широкие социальные мотивы – стремление получать знания, чтобы быть полезным отечеству.
Узкие – стремление занять определённое место среди других (престиж, социальное одобрение).
Общие – ориентируют на овладение новыми знаниями (факты, законы и т.п.).
Предметные – интерес к организации учебного труда.
Мотивы самообразования – направленность на самостоятельное совершенствование знаний, работы.
Содержательной характеристикой мотива является личностный смысл, действенность, самостоятельность проявления мотива, осознанность мотива.
Динамическая характеристика мотивов: устойчивость, эмоциональная окраска, сила выраженности, быстрота возникновения.
Другой вариант классификации мотивов характеризует отношение к самой деятельности. Это внешняя и внутренняя мотивация. Для формирования внешней мотивации используется целый ряд приёмов и средств обучения, способствующий развитию интереса к обучению. Формирование внутренней мотивации – проблема более сложная, но именно этот процесс создаёт основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Итак, развитие мотивации выступает средством выведения учащихся на необходимый уровень самоорганизации в учебной деятельности.
Надеяться на то, что мотив учения возникает сам по себе, стихийно, не приходится. Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Однако сама по себе информация вне потребностей ребёнка не имеет для него какого – либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, я учитываю потребности, имеющихся у школьников данного возраста. Учебный материал подаю в такой форме, чтобы вызвать у школьника эмоциональный отклик.
Организация учебной деятельности. Изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов.
Мотивационный этап – это сообщение ,почему и для чего нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы.
Этот этап состоит из трёх учебных действий:
Этот этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.
С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.
Результаты педагогических наблюдений показывают, что становлению положительной мотивации учения препятствует неумение анализировать свои мотивы и цели учения.
Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки. Предлагаются задания, которые требуют внимания, тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать. Для этого используются кроссворды, головоломки, загадки, викторины.
В учебной деятельности в качестве основного рассматривают учебный мотив. Для учителя ИЗО показателями развития учебных мотивов являются следующие критерии:
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.
Чтобы повысить результативность личностных образовательных результатов, необходимо учитывать познавательные и социальные мотивы.
Необходимо, чтобы между учащимися и преподавателем были построены доверительные отношения, основой которых служит взаимоуважение. От преподавателя во многом зависит, какие взаимоотношения в группе между учащимися. Нужно уметь вовремя погасить конфликт, если он вдруг появился. Нужно уметь настроить учащихся на толерантное отношение друг к другу.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.