Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ конце июня в справочнике «Информио» была опубликована работа «Особенности адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу». О том, как проходит этот процесс, рассказала автор работы Елена Чернядьева.
– В чем актуальность выбранной вами темы на сегодняшний день?
– Тема адаптации студентов 1-го курса весьма актуальна в настоящее время. В этот период происходят сильные изменения внутренних установок, переориентация ценностей, кардинальная смена деятельности и окружения, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других. И от того, насколько успешно пройдет адаптация первокурсников, зависит их дальнейшее развитие как личности и как будущего специалиста. К сожалению, не всем первокурсникам удается успешно преодолеть данный период, в связи с чем происходят потери контингента (часть студентов забирает документы или отчисляются из-за неуспеваемости). Во избежание данных потерь с помощью улучшения адаптационной среды и была изучена данная тема.
– Насколько сложно студентам адаптироваться к обучению в колледже? В чем основные трудности? И насколько образовательный процесс в колледже отличается от школы, в чем именно студентам приходится перестраиваться?
– Переход из школы в профессиональную образовательную организацию является для многих переломным моментом в жизни. Не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым условиям и безболезненно их пережить. Вчерашние школьники впервые приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить новые правила жизни и учебы, оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, старшекурсниками и преподавателями. То есть в течение первого года обучения у первокурсника происходит немало важных и сложных процессов: вхождение в студенческий коллектив, формирование навыков и умений рациональной организации умственной деятельности, осознание призвания к выбранной профессии, создание оптимального режима труда, досуга и быта, развитие и воспитание профессионально значимых качеств личности.
– Какие существуют методы, чтобы помочь первокурсникам максимально безболезненно включиться в процесс обучения?
– Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы любого преподавателя, классного руководителя и педагога-психолога. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и старшекурсниками, а в дальнейшем принимали активное участие во внеурочной деятельности колледжа. В преподавательской деятельности необходимы коррекционные курсы по общеобразовательным предметам (краткое повторение школьного материала), помощь в освоении самообразования, использование творческих и нестандартных заданий для поддержания интереса к предмету, демонстрационные показы итогов профессиональных дисциплин, привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства. Деятельность педагога-психолога носит диагностический и коррекционной характер: проведение различных диагностик (социометрия, замер уровня тревожности, мотивации на обучение, творческий потенциал, индивидуальные особенности и т.д.), оказание помощи в налаживании взаимодействия классным руководителям, далее психологическое сопровождение групп и отдельных студентов.
– Как на практике происходит адаптация? Как в вашем колледже преподавательский состав помогает студентам привыкнуть к их новой жизни, статусу и месту обучения?
– В нашем колледже данной теме уделяется достаточно большое внимание, так как каждый студент важен для нас. Поэтому мы стараемся вовлечь первокурсников в творческую атмосферу колледжа, показать значимость и преимущества их будущей профессии уже с первого курса, что несомненно играет важную роль в формировании их профессиональных качеств и повышении мотивации к обучении. Кроме этого, отделом методического сопровождения совместно с педагогом-психологом ежегодно проводятся обширные диагностические работы в этом направлении, что затем обобщается на конференциях перед всем педагогическим коллективом, и вырабатывается единая стратегия решения выявленных проблем.
Краткая информационная справка
Елена Николаевна Чернядьева работает заведующей отделом методического сопровождения и преподавателем в Вятском колледже культуры. Она является магистрантом направления «Управление проектами и программами в образовании» при Вятском государственном университете. В педагогической деятельности уже 12 лет. За это время Елена Николаевна стала победителем областного конкурса молодых педагогов, призером различных межрегиональных и всероссийских конкурсов методических разработок, предметных олимпиад, онлайн-тестирований. За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм награждена Почетной грамотой министерства культуры Кировской области.
Встречу провёл Павел Чернышов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.