Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Елена Николаевна Чернядьева об адаптации студентов

12.07.2018 76 85
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, магистрант, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

В конце июня в справочнике «Информио» была опубликована работа «Особенности адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу». О том, как проходит этот процесс, рассказала автор работы Елена Чернядьева.

– В чем актуальность выбранной вами темы на сегодняшний день?

– Тема адаптации студентов 1-го курса весьма актуальна в настоящее время. В этот период происходят сильные изменения внутренних установок, переориентация ценностей, кардинальная смена деятельности и окружения, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других. И от того, насколько успешно пройдет адаптация первокурсников, зависит их дальнейшее развитие как личности и как будущего специалиста. К сожалению, не всем первокурсникам удается успешно преодолеть данный период, в связи с чем происходят потери контингента (часть студентов забирает документы или отчисляются из-за неуспеваемости). Во избежание данных потерь с помощью улучшения адаптационной среды и была изучена данная тема.

– Насколько сложно студентам адаптироваться к обучению в колледже? В чем основные трудности? И насколько образовательный процесс в колледже отличается от школы, в чем именно студентам приходится перестраиваться?

– Переход из школы в профессиональную образовательную организацию является для многих переломным моментом в жизни. Не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым условиям и безболезненно их пережить. Вчерашние школьники впервые приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить новые правила жизни и учебы, оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, старшекурсниками и преподавателями. То есть в течение первого года обучения у первокурсника происходит немало важных и сложных процессов: вхождение в студенческий коллектив, формирование навыков и умений рациональной организации умственной деятельности, осознание призвания к выбранной профессии, создание оптимального режима труда, досуга и быта, развитие и воспитание профессионально значимых качеств личности.

– Какие существуют методы, чтобы помочь первокурсникам максимально безболезненно включиться в процесс обучения?

– Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы любого преподавателя, классного руководителя и педагога-психолога. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и старшекурсниками, а в дальнейшем принимали активное участие во внеурочной деятельности колледжа. В преподавательской деятельности необходимы коррекционные курсы по общеобразовательным предметам (краткое повторение школьного материала), помощь в освоении самообразования, использование творческих и нестандартных заданий для поддержания интереса к предмету, демонстрационные показы итогов профессиональных дисциплин, привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства. Деятельность педагога-психолога носит диагностический и коррекционной характер: проведение различных диагностик (социометрия, замер уровня тревожности, мотивации на обучение, творческий потенциал, индивидуальные особенности и т.д.), оказание помощи в налаживании взаимодействия классным руководителям, далее психологическое сопровождение групп и отдельных студентов.

– Как на практике происходит адаптация? Как в вашем колледже преподавательский состав помогает студентам привыкнуть к их новой жизни, статусу и месту обучения?

– В нашем колледже данной теме уделяется достаточно большое внимание, так как каждый студент важен для нас. Поэтому мы стараемся вовлечь первокурсников в творческую атмосферу колледжа, показать значимость и преимущества их будущей профессии уже с первого курса, что несомненно играет важную роль в формировании их профессиональных качеств и повышении мотивации к обучении. Кроме этого, отделом методического сопровождения совместно с педагогом-психологом ежегодно проводятся обширные диагностические работы в этом направлении, что затем обобщается на конференциях перед всем педагогическим коллективом, и вырабатывается единая стратегия решения выявленных проблем.

Краткая информационная справка

Елена Николаевна Чернядьева работает заведующей отделом методического сопровождения и преподавателем в Вятском колледже культуры. Она является магистрантом направления «Управление проектами и программами в образовании» при Вятском государственном университете. В педагогической деятельности уже 12 лет. За это время Елена Николаевна стала победителем областного конкурса молодых педагогов, призером различных межрегиональных и всероссийских конкурсов методических разработок, предметных олимпиад, онлайн-тестирований. За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм награждена Почетной грамотой министерства культуры Кировской области.

 

Юля Григорович

"Информио"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*