Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку студентов колледжа

10.07.2018 1393 1 4852
Солошенко Светлана Сергеевна
Солошенко Светлана Сергеевна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Среднее профессиональное образование – важная составная часть непрерывного образования в России. Оно призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. В современных условиях информационная среда образования на всех этапах развивается в рамках единых стандартов.

Дисциплина «Иностранный язык» входит в обязательную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла, включённого в программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). Одной из важных задач в подготовке специалистов, изучающих иностранный язык в рамках СПО по различным специальностям, можно рассматривать развитие иноязычной коммуникативной компетенции в степени достаточной для успешной реализации выпускника в профессиональной деятельности.

В наше время современный подход к образованию в условиях введения и обсуждения новых федеральных государственных образовательных стандартов диктует необходимость серьезного обновления содержания и повышения роли коммуникативной направленности обучения. В этой ситуации мы обращаемся к коммуникативно-деятельностному подходу.

Суть коммуникативного подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи [5].

Коммуникативный подход в обучении характеризуется также тем, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет возрастных, индивидуально-психологических, и национальных особенностей личности обучаемого, а также интересов последнего. Объектом обучения в коммуникативном подходе является речевая деятельность в таких её видах, как говорение, слушание, чтение, письмо, перевод. Данный подход нацеливает занятия по языку на обучение процессу общения, использование языка для обмена мыслями. Для данной задачи основное внимание на уроке уделяется тому, чтобы создать и поддерживать у учащихся потребность в общении и усвоение в процессе общения значимой для них информации [2].

Деятельностный подход подразумевает, что любое языковое явление предъявляется и осваивается в акте коммуникации, т.е. теория неразрывна с практикой, полученные знания сразу же применяются и закрепляются в речевом процессе. При этом обучающийся с самого начала вовлечен в активную деятельность. Например, при изучении темы Present Perfect и Past Simple учащимся предлагаются два типа предложений в настоящем завершенном и прошедшем временах. Путем наблюдения, сравнения, нахождения общих признаков и различий делаются определенные предположения и выводы (обобщения). В заключение формулируется правило образования прошедшего простого (Past Simple) и настоящего завершенного (Present Perfect). И во всём этом процессе студенты являются непосредственными участниками. Непосредственно после формулировки правила, следует процесс его применения на практике (отработка и закрепление материала), т.е. коммуникативная деятельность.

Коммуникативно-деятельностный подход реализует основные требования к современному учебному процессу:

коммуникативное поведение преподавателя на уроке;

использование заданий, воссоздающих ситуации общения из реальной жизни и предполагающих выполнение учебных действий в рамках таких ситуаций;

параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;

учет индивидуальных особенностей учащихся.

Целью обучения в рамках названного подхода является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности обучающихся к речевому общению. Новейшей интерпретацией этого подхода в отечественной методике является обучение в сотрудничестве.

Технология сотрудничества, в частности при использовании приёма «Обучение в команде», способствует усилению мотивации обучающихся, созданию активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, комфортной среды, облегчает формирование коммуникативных навыков и умений. Это делает занятие не только более разнообразным, но и способствует воспитанию сотрудничества и взаимоуважения.

Необходимо подчеркнуть, что этот подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску. Студент должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на занятии.

Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – педагог и обучающийся – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. «Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса» [1].

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку студентов колледжа




Назад к списку

Комментарии
В работе присутствует опечатка: Present Perfekt вместо Present Perfect.
Елена Гаврилова
преподаватель иностранного языка,
ГАПОУ "Орский медицинский колледж" филиал г. Медногорска

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*