Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование исследовательских компетенций студентов в системе среднего профессионального образования

10.07.2018 1092 1954
Красикова Елена Александровна
Красикова Елена Александровна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

На современном рынке труда востребованы не просто специалисты как носители определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, экстраполируемых на любые профессиональные задачи, а профессионалы, отличительной особенностью которых является их характеристика как субъектов профессиональной деятельности, удерживающих ее предметность в многообразии изменяющихся условий и способных к самоактуализации и саморазвитию.

Одним из значимых факторов современного процесса профессионального обучения является его ориентация на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Образование должно формировать человека не только способного видеть перспективу, но главное, способного творить будущее (инновационная деятельность). Еще С.И. Гессен отмечал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнута только путем вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу» [1].

При этом сегодня технологии так быстро развиваются, что каждые 3-5 лет происходят значительные изменения в требованиях к специалистам. Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций. Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Исследовательская подготовка может пониматься как компонент профессиональной компетентности, интегральное личностное образование, включающее мотивационно-ценностное отношение к данному виду деятельности, систему исследовательских умений и навыков (информационно-коммуникативные, эмпирические, теоретические), которые формируются в процессе образования и проявляются в готовности продуктивно решать возникающие профессиональные проблемы, вырабатывать новое знание, совершенствовать образовательный процесс и его результативность.

Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов средних профессиональных учебных заведений:

учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени;

учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время.

Основными формами исследовательской работы студентов являются:

подготовка рефератов, докладов;

участие студентов в проектной деятельности;

участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ;

участие студенческих конференциях.

В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач: обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; формирование у студентов общих и профессиональных компетенций; воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала; развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность студентов включает в себя:

использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

составление рецензий и аннотаций;

написание сообщений, докладов и рефератов;

создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

создание презентаций;

оформление плакатов, буклетов, памяток;

изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам информационных дисциплин;

участие в обучающих и деловых играх;

выполнение групповых творческих проектов;

выполнение курсовых и дипломных проектов.

В современном образовании наряду с традиционным обучением сфор­мировались и другие направления: проблемное обучение; программирован­ное обучение; обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий; алгоритмизированное обучение; развивающее обучение по знаково-контекстному типу; проективное обучение; и др.

Центральным понятием проективного обучения является проект – замысел решения проблемы, имеющий для учащегося жизненно важное значение. Этот тип обучения изначально предполагает получение нового зна­ния, нового решения в процессе образования. Г.Л. Ильин выделяет ряд отличий проективного образования от традиционного [2]. Первое из них – потеря ведущей роли преподавателя. Студент сам отбирает нужную ему информацию, исходя из замысла проекта. Преподаватель может лишь помочь ему в этом. Второе – меняется главное условие традиционного понимания образования – наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В проективном образовании студент не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, свое представление о мире. Третье – основным элементом становится не знание, а информация. Специфичность проективного образования – возможность развития способности учащегося создавать и извлекать знания из получаемой информации.

Таким образом, основной целью организации исследовательской деятельности студентов является на исследование ради исследования, а повышение уровня научной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, выявление наиболее талантливых студентов, склонных к научной деятельности, для последующего обучения и пополнения научно-педагогических кадров.

При этом, исследовательская деятельность студентов не может быть организована без тщательной и планомерной подготовки со стороны преподавателя, без создания необходимых педагогических условий ее осуществления. Среди них немалое значение имеет создание учебно-методического обеспечения колледжа, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов [3]. Это рекомендации по выполнению разнообразных видов самостоятельной работы (различные виды аннотирования, реферирования, подготовка докладов, работа с понятиями и др.); разнообразные виды электронных учебных пособий, расширяющих содержательный аспект преподаваемой дисциплины, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности студентов при работе с пособием; информационный портал по организации учебно-исследовательской деятельности студентов на сайте образовательного учреждения.

Кроме того, предполагается разработка адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов. Должны быть разработаны критерии (мотивационно-ценностное отношение студентов к исследовательской деятельности, когнитивно-операциональные знания и умения, личностные качества педагога-исследователя) разработан комплекс диагностических методик, обеспечивающий мониторинг процесса формирования исследовательской компетентности и выявления итогового результата. В частности, могут быть разработаны анкетные листы для студентов, обеспечивающие диагностику мотивации студентов к исследовательской деятельности, самооценку сформированности групп умений, обеспечивающих успешность исследовательской деятельности, выявление личностных качеств, способствующих становлению личности профессионала-исследователя. Кроме того, возможно осуществление ряда практических, исследовательских работ и разработка соответствующих критериев их оценки, что помогает объективно определить проблемные аспекты при формировании тех или иных исследовательских умений. В совокупности данный комплекс обеспечивает управление процессом формирования исследовательской компетентности, выявляя качество данного процесса, а также затруднения и пути их преодоления.

Таким образом, осуществляя организацию исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, необходимо исходить из системного понимания учебно-исследовательской компетентности как процесса и результата профессионального освоения исследовательской культуры и создания нового знания личностью студента.

 

Список использованных источников

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Наука, 1995.

Ильин Г. Проективное образование и становление личности. // Высшее образование в России. – 2001. - № 4 – С. 85-92.

Пупынина И.А. Формирования исследовательской компетентности студентов педагогического колледжа. // http://kazorta.org/formirovaniya-issledovatelskoj-kompetentnosti-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha/

 

Оригинал работы:

Формирование исследовательских компетенций студентов в системе среднего профессионального образования




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*