Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя. Компетентностный подход в рамках преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»

03.07.2018 112 138
Журавлева Анна Григорьевна
Журавлева Анна Григорьевна, преподаватель

Сибирский геофизический колледж

Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи» в образовательных учреждениях профессионального образования состоит в формировании у обучающихся таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуаль­ных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального. В ос­нову данной программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полу­ченных студентами ссузов в средней общеобразовательной школе, и – на этой базе – формирование функциональных знаний и умений, т. е. таких, ко­торые, взятые в совокупности, обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка. Этим определяется содержание данной базо­вой дисциплины.

Поскольку студенты первых курсов ссузов, как правило, еще не об­ладают такой совокупностью знаний, умений и навыков в области русского языка, которая позволяла бы им полноценно овладевать речевой культурой без систематического повторения углубления лингвистических основ предмета, постольку программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для ссузов предусматривает такую культурно-речевую подготовку сту­дентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений обо всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).

Для того чтобы обучение по данной программе было результатным, оно построено не столько как излагающее, сколько как тренирующее, поэтому в работу над каждой темой вводятся активные упраж­нения, тренинги, учебные игры с привлечением словарей, справочников.

С учетом сказанного выше программа дисциплины «Русский язык и культура речи», входящая в блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусматривает следующие требования к уровню подготовки (знаниям и умениям) выпускников ссузов.

Выпускник должен знать:

различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

социально-стилистическое расслоение современного русского
языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литератур­ного языка, наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;

специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров.

Выпускник должен уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникатив­ными и этическими нормами;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

пользоваться словарями русского языка, употреблять основные выразительные средства русского литературного языка, продуцировать тек­сты основных деловых и учебно-научных жанров.

После успешного освоения материала курса обучающийся может овладеть компетенциями в области общения в устной и письменной форме, совершенствовании по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Обучающейся компетентен в области общения в устной и письменной форме, если процесс и результаты такого общения и совершенствования для него ценны и важны, он подготовлен к этому виду деятельности (т.е. он знает, как общаться в письменной и устной форме и умеет это делать), он использует в своем непосредственном общении имеющиеся современные нормы общения (имеет соответствующий опыт), потому что данная дисциплина подготавливает обучающегося к общению не только в повседневной жизни, так как высокая культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами, стилистическим многообразием – самая лучшая опора и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. Таким образом, в компетенции общения в устной и письменной форме, совершенствовании по дисциплине «Русский язык и культура речи» выделяются такие составляющие как ценность и важность, готовность и опыт.

В программе курса, таким образом, заложены следующие компоненты компетенции общения в устной и письменной форме, в соответствии с которыми расписаны все цели изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»:

- ценность, важность владения русским языком и культурой речи;

- готовность к использовании русского языка и культуры речи;

- наличие опыта в использовании русского языка и владения культурой речи.

Также в программе курса представлены компетенции, относящиеся к различным уровням, для развития которых создаются условия. С одной стороны, перечисленные компетенции являются базовыми для развития компетенции общения, а, с другой стороны, они получают дополнительное развитие вместе с данной компетенцией.

Наименование блока

компетенций

Перечень компетенций

Блок 1.

Базовые компетенции

К2.1. Способность анализировать элементы нормативной и ненормативной речи;

 

К2.2. Способность принимать решение, выделяя или обозначая языковой факт;

К2.3. Способность систематизировать материал (языковые единицы, нормы, речевые ошибки, элементы текста) для определения норм языка;

К2.4. Способность сопоставлять и сравнивать языковые факты с нормой;

Блок 2. Личностные компетенции

К3.1. Ответственность за соблюдение норм современного русского литературного языка в устной и письменной речи;

К3.2. Целеустремленность при создании собственных качественных текстов творческого характера;

Блок 3. Социальные компетенции

К4.1. Умение самосовершенствоваться в языковом и речевом развитии при овладении культурой родного языка;

К4.2. Умение общаться письменно и устно на родном языке, порождать и принимать тексты обиходно-разговорного и официально-делового стилей и различных типов речи (повествование, рассуждение, описание), соблюдая языковые традиции.

Цели рабочей программы по дисциплине «Русский язык и культура речи», сформулированные на трех уровнях: иметь представление, знать, уметь. Данный подход определяет глубокую проработку учебного материала. Цели отвечают требованиям ФГОС, но разработаны мною более технологично для работы с заданиями, предлагаемыми в курсе учебной дисциплины. Возможные учебные задания в соответствии с целями рабочей программы в соответствие с новой парадигмой образования представлены в таблице.

Разработка учебных заданий по дисциплине «Русский язык и культура речи» по темам «Лексика», «Морфология» и «Синтаксис»

компетенции

задания

Блок 1.

Базовые компетенции

анализ, синтез

Определить лексическое значение слов из контекста, (обратное задание: из толкования слова обучающийся формулирует лексическое значение слова);

Описать слово так, чтобы было понятно его лексическое значение, сравнить с толкованием словарной статьи;

Найти изучаемые лексические категории в предложенных текстах;

Сравнение и сопоставление

Установить соответствие между языковым фактом и нормой:

расставить ударения в словах, сравнить с правильным употреблением ударений в словах по словарю;

словарный диктант;

определить род имен существительных, подобрав к ним соответствующие определения;

найти основание для классификации, исправить лексические ошибки (ошибки словоупотребления) через определение лексической сочетаемости, повторение лексических значений слов, употребление слов в несвойственном значении.

систематизация

Выдвинуть предположение о том, почему возникают ошибки правильной постановки ударений, правильном написании слов, грамотном словоупотреблении, определении грамматической категории рода имен существительных.

Блок 2.

ответственность

Осуществить адекватную оценку (до и после выполнения задания)

написать числительные словами, сравнить с нормой, оценить результат;

оценить результаты деятельности товарищей (по выполненной работе: упражнение, морфологический разбор, фонетический разбор и т.д.)

целеустремленность

Развить мысль, которая начинается словами, приведенными в задании. Когда все они будут исчерпаны, возвратиться к первому примеру и сочинить новые, но уже длиннее.

Блок 3. Социальные компетенции

самосовер-шенствование

Видеть и исправить ошибочную смысловую связь слов, возникающую при составлении письменных текстов.

общаться

Составить различные типы текстов (повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме (сочинение, доклад, реферат)

Для лучшего освоения учебного материала мною предлагается использовать для составления заданий психофизические особенности обучающихся. Примеры таких заданий приведены в таблице

Задания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» по учету психофизических особенностей обучающихся

психофизиологические

особенности обучающихся

формулировки учебных задания

Левое ведущее полушарие

сделайте лексико-фразеологический анализ предлагаемого текста;

составьте схему сложносочиненного предложения;

проследите связь между членами предложения и частями речи в данном предложении;

выявите причины ошибки (лексической, орфоэпической, грамматической);

составьте алгоритм для определения данной части речи;

Опишите, как вы представляете себе, тайфун, пустыню, фрегат, джунгли, пантеру, радость, горе, отвагу, зависть, дружбу. Сделайте это таким образом, чтобы было понятно лексическое значение каждого из слов.

Правое ведущее полушарие

опишите схему предложения;

опишите слово так, чтоб было понятно его лексическое значение;

графически представьте прилагательные «мизерный, малюсенький, самый маленький, маленький, средний, большой, самый большой, громадный, гигантский»;

восстановите в предложении недостающие элементы.

зрительная ведущая сенсорная система

составьте план сочинения-миниатюры (предлагается несколько тем на выбор);

обозначьте члены предложения, морфемы;

представьте морфологический способ написания в виде алгоритма.

слуховая ведущая сенсорная система

пропишите алгоритм морфологического способа написания в виде текста;

составьте инструкцию морфологического разбора глагола;

составьте вопросы к тексту.

тактильная ведущая сенсорная система

выберите из предложенных вариантов тот, о котором не было рассказано на занятии (выбрать из предложенных примеров лексических ошибок, о которой не говорилось на занятии)

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя. Компетентностный подход в рамках преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*