Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация проблемного обучения при преподавании учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений»

03.07.2018 896 2103
Дашкова Анна Валерьевна
Дашкова Анна Валерьевна, преподаватель

Алтайский промышленно-экономический колледж

В современном преподавании любой юридической дисциплины следует использовать разнообразные методики и формы обучения научно-педагогического характера. Методики преподавания во многом определяют результат изучения дисциплины, освоение ее содержания. Именно форма преподнесения знаний позволяет усвоить их содержание, приобрести умения, определенные образовательным стандартом. Наиболее применимой формой и методикой преподавания в юриспруденции является проблемное обучение, с помощью которого обучающиеся осваивают профессиональные компетенции.

Проблемное обучение – это получение учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Как правило, педагог предлагает обучающимся проблемную задачу, для решения которой требуется проведение анализа правовой ситуации, формулировка решений ситуации и их проверка. Проблемная ситуация как особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (учащегося), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Данная технология обучения позволяет развивать самостоятельную работу студентов в процессе овладения необходимыми знаниями и умениями, а также умение взаимодействовать друг с другом. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи. Студент попадает в ситуацию, подобную той, в которой находится деятель, решающий творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.

Проблемное обучение необходимо использовать при преподавании дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений», так как, данная дисциплина раскрывает проблемы возникновения преступности, как социального явления, и позволяет разработать пути ее предупреждения. Практическое значение «Криминологии и предупреждения преступлений» для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность заключается в освоении профессиональной компетенции ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, закрепленной образовательным стандартом. Рабочие программы дисциплины в профессиональных образовательных организациях, кото­рые дают фундаментальные знания в обла­сти профилактики преступлений и иных пра­вонарушений, включают в себя 80 часов аудиторных занятий, среди которых 20 – это практические занятия, что представляется недостаточным для освоения необходимых умений. Однако также учебным планом предусматривается 40 часов самостоятельной работы студентов, которые могут быть использованы для поиска недостающей информации и закрепления методики проблемного обучения.

Криминология является прикладной юридической дисциплиной, направленной на обеспечение уголовных и уголовно-процессуальных правоотношений. При изучении криминологии необходимо освоение статистического, социологического методов. Криминологические знания имеют существенное значение для юридического мировоззрения правоведа, его правовой культуры. В связи с этим, изучение криминологии потребует от студента знаний философии, социологии, психологии и социальной психологии, политологии и ряда других, прежде всего социальных наук.

При изучении той или иной темы в обязательном порядке применяется проблемный метод, что ориентирует студента на дискуссию. Проблема - это вопрос, требующий ответа. На его поиски и ориентирована работа участников семинарского занятия. Обязательно излагаемые положения должны быть иллюстрированы примерами из юридической практики. Связь теоретического материала с практикой - непременное условие изучения криминологической теории как прикладной науки.

Проблемность в преподавании криминологии предпола­гает применение метода диалога, когда сту­дент не пассивно воспринимает информа­цию, а взаимодействует с преподавателем в процессе изучения нового материала и закрепления полученных знаний. С этой целью необходимо использовать дискуссии, анкетирование студенческой аудитории, самостоятельную разработку планов предупреждения отдельных видов преступлений.

Студентам в дискуссии поясняется, что общественная и государственная практика вырабатывала и вырабатывает формы, методы и средства борьбы с преступностью. Иногда эта практика применялась успешно, и достигались положительные результаты, иногда не имела результата. Для этого необходимо изучение состояния и динамики преступности в целом и ее отдельных видов. В ходе такого изучения может реализоваться методика проблемного обучения через выполнение заданий, отражающих уровень преступности в регионе, его движение за определенный период. В таком задании студентам предлагается выявить закономерности изменения состояния преступности, ее причины, а также самостоятельно предложить меры снижению уровня преступности в регионе.

Закрепление материала в криминологии может осуществляться с помощью анализа судебной практики. Студенту предлагаются судебные решения или материалы уголовных дел, на основании которых он должен изложить обстоятельства совершенного преступления, определить какие обстоятельства конкретной жизненной ситуации оказали существенное влияние на выбор преступного способа действия или проанализировать, как повлияла на преступника семья, общественные объединения, образовательные учреждения, трудовая сфера и т. д. Также, например, при изучении личности преступника используются ситуации, связанные с определением структурных элементов личности и определения ее типологии.

Кроме того, необходимо обращать внимание при изучении дисциплины – предупреждению преступлений. При рассмотрении отдельных видов преступлений, с точки зрения криминологического анализа, необходимо обращать внимание на механизм индивидуального преступного поведения виновного лица, который позволяет спрогнозировать его дальнейшее поведение и разработать комплекс индивидуальных профилактических мероприятий. Применяя проблемное обучение, в данном направлении, следует формулировать проблемные задачи со следующими заданиями:

1 Указать обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления (формирование мотивации);

2 Разграничить обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного;

3 Оценить роль субъекта преступления в совершенном преступлении и его личностных свойств в ситуации.

Особое внимание стоит уделить реализации проблемного обучения в ходе криминологических исследований студентов. На занятиях в группах изучается преступность несовершеннолетних, женщин, эффективность правовой пропаганды, пре­ступность лиц с психическими аномалиями, профилактика правонару­шений по месту жительства, латентная пре­ступность, криминологическая виктимология. Данное изучение возможно с помощью проведения криминологического исследования. Наиболее актуальной тематикой является направление ювенальной криминологии. Речь идет об исследовании значительно более широкого комплекса обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников, а также анализ направлений предупреждения и пресечения такой преступности. Специфика ювенальной криминологии состоит в том, что комплекс исследуемых обстоятельств и признаков личности несовершеннолетних преступников значительно шире, чем при изучении преступности взрослых. Вместе с тем установление состояния, динамики, структуры преступности несовершеннолетних при анализе статистических показателей и качественных характеристик преступности несовершеннолетних следователем или судом по конкретному уголовному делу обращается внимание на серьезные изменения в условиях жизни и воспитания, ценностных ориентациях самих подростков. Для исследования данного направления группе студентов предлагается изучить с применением анкет социально-правовую характеристику так называемых «трудных» школьников 8-х—11-х классов средних общеобразовательных школ города, выявить детерминанты противоправного поведения подростков, сформулировать типологию личности несовершеннолетнего. На основании проведенного исследования составить программу профилактики девиантного поведения подростков по следующему примерному плану:

1 ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

2 воздействие на причины и условия, способствующие отдельным видам преступности;

3 непосредственное воздействие на несовершеннолетних сверстников и взрослых, от которых можно ожидать совершения преступлений;

4 воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Результаты такого исследования могут иметь и практическое значение для профессиональной деятельности студентов. Анализ противоправного поведения несовершеннолетних может быть использован в работе правоохранительных органов, осуществляющих пресечение и предупреждение преступлений и правонарушений, а также в работе образовательных организаций или в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Немаловажное значение в процессе преподавания криминологии является проведение деловых игр, через которые происходит закрепление изученного материала и приобретение необходимых профессиональных умений. В игре могут быть затронуты различные криминологические проблемы: виктимность, детерминанты или, например, проблема влияния СМИ на общественное сознание и на преступность. Это и разыгранные сцены из телесериала и сам выпуск новостей, который подготовили непрофессиональные ведущие — журналисты, использующие жаргонные выражения. Так как по объему и роли распространения информации главенство принадлежит телевидению, СМИ в результате переноса информации оказывают широкий спектр общего воздействия на ее получателей, дают возможность для их подробного криминологического исследования8. Также можно подготовить ситуации по виктимологической профилактике, воздействию на потерпевшего по определению направлений и способов его защиты.

Таким образом, активное использование вышеуказанных практических заданий и методик обеспечивает задачи реализации проблемного обучения и позволит подготовить квалифицированные трудовые кадры для работы не только в правоохранительных органах, но и в области юриспруденции в целом.

Библиографический список

1 Белоновская, И. Д., Филиппова, Е.О. Проблемный подход в изучении криминологии и организации педагогического процесса в юридическом колледже// Юридический вестник. – 2015. - №12(3). – 4с.

2 Вопросы методики преподавания юридических дисциплин/С. А. Шоткинов, М. Тюменцева, А. Огнева, М. Базюк, О. Халтаева и др.// Сибирский юридический вестник. – 2004. - №1. – С. 59-63.

3 Пегова, Ю.А. Перспективы ювенальной юстиции в предупреждении преступлений несовершеннолетних // Следователь. – 2009. – № 11. – С. 44-48.

4 Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения// Проблемы педагогики и психологии. – 2009. - № 1. – С. 148-157.

 

Оригинал работы:

Реализация проблемного обучения при преподавании учебной дисциплины «Криминология и предупреждение преступлений»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*