Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приемы и методы организации адаптационного периода первокурсников

22.11.2012 1890 6558
Кобякова Ирина Александровна, преподаватель

Североуральский политехникум
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современной России необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности.

Под адаптивной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. 

В образовательном учреждении проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Вступив в новую социальную обстановку, первокурсник начинает обостренно воспринимать окружающий мир, у него перестраивается весь эмоциональный фон. Не все способны успешно справиться с такими изменениями, некоторые подростки включают защитную реакцию и начинают вести себя так, будто мир должен подчиняться одному ему. Чаще всего учеба отодвигается на второй план, и студент пытается утвердиться в новом коллективе и заработать положительную репутацию.


Трудности периода адаптации:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

4. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.


Адаптация первокурсников в политехникуме происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из ОУ по нежеланию учиться.


Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться:

  • Повышенным уровнем тревоги;
  • Агрессивным поведением;
  • Неуверенным поведением;
  • Соперничеством в группе;
  • Конфликтным поведением

Процесс адаптации несомненно,  ускоряется, если с первокурсниками предварительно проводится определенная работа.


Цель работы – создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса.

 

Задачи:

  1. Помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни;
  2. Ускорить знакомство в группе;
  3. Ускорить знакомство между группами;
  4. Сплотить группу;
  5. Сохранить котингент;
  6. Не допустить появления конфликтных ситуаций, расколов и изгоев в группе

 

Формы работы:

- Анкетирование;

- Опросы;

- Диагностирование;

- Тренинги;

- Ролевые и ситуативные игры;

- Дискуссии;

- Беседы.

 

Свою программу по адаптации первокурсников условно делю на несколько этапов:

1 этап - входная диагностика (знакомство с группой, анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников);

2 этап - социально-психологическое воздействие (проводятся социально-психологические мероприятия по адаптации студентов);

3 этап - итоговая диагностика (заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников);

 

Свою деятельность, как куратора строю на следующих принципах: уважай; доверяй, но проверяй; обучай; формируй.

Чтобы успешно вести работу по созданию сплоченного, организованного коллектива, изучаю в начале учебного года состав группы, используя следующие методы:

- метод изучения документов (личных дел).

- метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью).

- метод наблюдения

Заочное знакомство с группой начинаю за несколько дней до начала учебного года. Это, как правило, заключается в изучении личных дел учащихся. Ознакомление с личными делами студентов позволяет выявить потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).

 

Первая встреча с группой - это очень важное мероприятие, к которому я подхожу со всей серьезностью и ответственностью. Именно от этой встречи зависит  дальнейшее общение с первокурсниками.

На первой встрече рассказываю о истории политехникума, уставе политехникума, расписании и порядке проведения занятий, правах и обязанностях учащихся и пр.

Провожу экскурсию по зданию политехникума. Это позволяет им в последующие дни, хорошо ориентироваться в пространстве образовательного учреждения. Показываю: расписание (с комментариями), библиотеку, спортзал, столовую, медпункт, туалеты, аудитории. Однако это не всегда в полной мере эффективно в силу большого объема информации в первые дни обучения.


Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, помогаю активизировать дружеские связи в группе. Для этого на начальном этапе работы провожу  знакомство студентов в группе.


В первые дни первого семестра провожу тренинг «Давайте познакомимся», где студенты рассказывают о себе, своей семье, любимых занятиях, увлечениях, интересах. Тренинг проходит в игровой форме. В него входят такие игры как – «Снежный ком», «Представление по парам». Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, мне  получить максимальное количество информации о студентах.


Продуктивность тренинга в сравнении с другими формами коллективной работы объясняется тем, что человек усваивает 10% - из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того, что проговаривает; 90% - из того, что делает сам. В ходе тренинга участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. В группе создается творческая обстановка и доверительная атмосфера, что способствует раскрытию каждого.


Использование игровых технологий при организации групповых занятий помогает решить одну из важнейших задач создания благоприятного эмоционально-психологического окружения, ситуации успеха для каждого участника, познакомить членов группы, выявить лидера, стабилизировать межличностные отношения.


Игровые технологии также использую для сплочения коллектива и творческой активизации студентов, а также стабилизации психического состояния студентов. Например, такие игры как: «Коллективный рисунок», «Необитаемый остров»,  «Моя группа», «Скульптура группы», «Дом», «Дерево». Эти игры формируют навыки эффективного межличностного взаимодействия, способствует раскрытию интеллектуального и личностного потенциала. Здесь они показывают свои творческие способности к рисованию, сочинительству. Проявляется их способность к фантазированию.


Такие игры как «Адаптация», «Лидер-организатор», «Большая семейная фотография», помогают мне выявить лидеров группы.

Для создания определенного банка данных учащихся и изучения личности студентов и их творческих способностей предлагаю учащимся анкеты и психологические тесты на определение структуры личности. Это позволяет мне увидеть социальную картину группы в целом.

 

Анкетирование студентов-первокурсников делю на этапы:

  1. Анкета № 1 изучение личности студента (первая неделя сентября);
  2. Анкета № 2 творческие интересы (вторая неделя сентября);
  3. Анкета № 3 удовлетворенность результатами первой сессии (февраль)
  4. Анкета № 4 исследование уровня адаптации (май)

 

После того, как все познакомились, узнали немного об интересах друг друга, можно приступить к организации структуры группы.


Во время выборов актива группы  настраиваю студентов на серьезное отношение к происходящему, направляю в решении вопросов выбора актива, но не решаю все за них (даже если их выбор кажется вам не верным). Актив группы выбирается в начале октября на общем собрании группы.

Выбираем старосту, казначея, секторы: спортивный, культмассовый, учебный, редколлегию, обозначаем обязанности.


До того как проводить выборы, знакомлю студентов с правами и полномочиями представителей актива. Заранее предупреждаю студентов, что поручение всегда можно изменить. Не выбираем против воли.

 

Индивидуальные консультации и беседы провожу с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, о культуре поведения, индивидуальных проблемах. Ведь студент-первокурсник в период адаптации особо должен ощущать чувство востребованности, доброжелательности, защищенности, и в тоже время требовательности и контроля со стороны педагогов.


Вместе с группой принимаем участия  в мероприятиях, организуемых в политехникуме.

 

В сентябре выясняю условия проживания студентов в общежитии. Провожу индивидуальные беседы со студентами, родителями иногородних учащихся. 

Несомненно, такая работа, проведенная с первокурсниками, дает определенные результаты. Буквально с первых дней учебы в политехникуме группа стала активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в политехникуме.

Приняли самое активное участие в «Дне посвящения в студенты». Здесь каждый проявил себя, как мог: рисовали, пели, читали стихи, участвовали в сценке. При этом группа работала уже как слаженный коллектив. Никто не отсиживался и не прятался за спину другого. Каждый хотел внести свой вклад в общее дело. И конечно все были довольны своим результатом.

 

Применяемые мной методы и формы работы в целом позволяют создать ряд условий для работы студентов в процессе адаптации к обучению в учебном заведении. А именно, успешно пройти период адаптации к новым условиям, требованиям, нормам социального окружения, к будущей профессии для последующей эффективности образовательного и воспитательного процесса. В конце 2 семестра я провожу анализ уровня адаптации студентов – первокурсников.


Основными показателями адаптации группы для меня являются: наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации учащихся; низкий процент «отсева» студентов из группы; академическая успеваемость; сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы; принятие правил и норм корпоративной культуры; отсутствие конфликтов.


Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра. Успешно сданная первая сессия позволит мне предположить, что этап адаптации у первокурсников прошел успешно.

 

В заключении хочу отметить, что одним из важных условий адаптации студентов к обучению в учебном заведении является спланированная целенаправленная работа куратора. Он помогает студентам преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Несомненно, процессами адаптации нужно управлять. Сочетание индивидуальной и активной коллективной воспитательной работы в адаптационный период способствует более быстрому достижению психофизического комфорта первокурсников. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера, личностное развитие будущего специалиста и его здоровье.


Список литературы

 

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. // Просвещение, 1982., -192с.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать./ Адаптивная система обучения. – М.: Просвещение, 1991, – 175 с.
  3. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / Сост. Л.И.      Станиславчик.– Барановичи: БГВПК, 2001.- 150 с.
  4. Потапов С.О.Практическая психология. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999,–333 с.
  5.  Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптатации студенческой деятельности: Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. – 24 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*