Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Преподавание иностранного языка в современном колледже. Опыт, достижения, перспективы

26.06.2018 428 861
Гамоля Ирина Петровна
Гамоля Ирина Петровна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

В октябре 2016 года в 5 и 8 классах общеобразовательных организаций РФ было проведено национальное исследование качества образования по иностранным языкам (НИКО). Основной целью этого исследования является содействие реализации ФГОС, в том числе в части введения обязательной государственной итоговой аттестации по иностранному языку. Так, к 2020 году на ФГОС перейдут все 9 классы, а в 2022 – все 11 классы, то есть в 2022 году нынешним семиклассникам предстоит сдавать обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Учитывая результаты исследования, о которых я скажу ниже, можно с уверенностью сказать, что в 2020 году организациям среднего профессионального образования следует ожидать увеличения количества абитуриентов. Также по результатам этих исследований можно судить об уровне знания студентами иностранного языка на начало обучения в колледже.

Участвовавшие в НИКО восьмиклассники учились в основной школе по ФГОС ООО (основного общего образования). Исследование показало, что ни одна из групп умений (предметных, метапредметных, личностных) не была качественно сформирована. Это свидетельствует о том, что качество преподавания иностранных языков не соответствует современным требованиям.

Сравнение анализа ответов восьмиклассников и пятиклассников показало, что отметок «4» и «5» по английскому языку в 5 классе – 17,5%, в 8 классе – 13%. Это, безусловно, является весьма низким, в то время как «2» в 5 классе – 35%, в 8 классе – 44%, что демонстрирует тенденцию роста неудовлетворительных оценок.

Сравнивая результаты НИКО с результатами ЕГЭ и ОГЭ, можно сделать вывод о том, что в целом учителя научились работать с талантливыми и высокомотивированными обучающимися, в то время как со средними и слабыми, недостаточно мотивированными, не научились. Особенно данный вывод касается образовательных организаций, не имеющих расширенных программ по английскому языку и организаций, в которых у учащихся нет сильной внешней мотивации, а внутренняя мотивация – стремление к познанию – не сформирована.

Преимущественное число студентов, которые поступают в организации СПО именно из числа средних и слабых учеников. В процессе обучения иностранному языку в колледже появляются сильные ученики, что еще раз подчеркивает, что ребята не имели полноценной возможности изучать иностранный язык в силу различных причин. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности.

Как результат сложившейся ситуации, часто можно услышать высказывания такого толка: «Зачем этот английский нужен? Столько лет учим и все равно его никто не знает!» На самом деле это заблуждение. Знают. Многие хотят изучать иностранный язык, потому что понимают, чтобы получить хорошую работу необходимо знание иностранного языка или даже двух. И сейчас ситуация в этой области обстоит таким образом, что, говоря языком бизнеса, спрос превышает предложение.

Теперь давайте рассмотрим вопрос, какие же цели и задачи стоят перед преподавателями иностранного языка в современном колледже, и какое решение мы можем предложить в сложившейся ситуации.

Содержание учебной дисциплины «Английский язык» делится на основное, которое изучается вне зависимости от профиля профессионального образования (ОУДБ), и профессионально направленное, предназначенное для освоения профессий СПО и специальностей СПО технического, естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования (ОГСЭ).

Основное содержание предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:

- заполнить анкету или заявление;

- написать статью о родном городе по предложенному шаблону;

- составить резюме и т.п.

Профессионально ориентированное содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере.

Освоение содержания учебной дисциплины «Английский язык» должно обеспечивать достижение студентами личностных, метапредметных и предметных групп умений[1].

Одним из предметных умений является «достижение порогового уровня владения английским языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения». Что же такое «достижение порогового уровня владения английским языком»? Давайте рассмотрим.

Начиная с 1971 года эксперты стран Совета Европы вели работу по систематизации подходов к преподаванию иностранного языка и стандартизации оценок уровней владения языком. «Компетенции» в понятной форме определяют, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить, чтобы коммуникация была успешной. Результатом этой работы стал документ Совета Европы под названием «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment")

Введение общеевропейской системы уровней владения языком не ограничивает возможности различных педагогических коллективов по разработке и описанию своей системы уровней и модулей обучения. Однако использование стандартных категорий при описании собственных программ способствует обеспечению прозрачности курсов, а разработка объективных критериев оценки уровня владения языком обеспечивает признание квалификационных характеристик, полученных учащимися на экзаменах. В обобщенном виде уровни владения языком выглядят следующим образом.

А

Элементарное владение

(Basic User)

А1

Уровень выживания

(Breakthrough)

Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться/ представить других, задавать/ отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь.

А2

 

Предпороговый уровень

(Waystage)

Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т.п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.

B

Самостоятельное владение

(Independent User)

В1

Пороговый уровень

(Threshold)

Понимаю основные идеи четких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учебе, досуге и т.д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать свое мнение и планы на будущее.

В2

Пороговый продвинутый уровень

(Vantage)

Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать четкие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений.

C

Свободное владение

(Proficient User)

С1

Уровень профессионального владения

(Effective Operational Proficiency)

Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное , детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов.

С2

Уровень владения в совершенстве

(Mastery)

Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях.

Таким образом, ошибочно полагать, что обучающиеся должны владеть ИЯ на уровне носителя языка. Мы находимся либо на уровне А1 или на нулевом уровне, а наша планка – это уровень В1. Задача перед преподавателями иностранного языка состоит в том, чтобы создать такой учебно-методический комплекс, при помощи которого можно было бы обучать тех студентов, которые не знают английский язык, и одновременно систематизировать и расширять знания и умения тех, кто имеет базовое представление об английском языке. Этот УМК должен обеспечивать овладение языком в курсе ОУДБ для всех обучающихся на уровне А1 – А2. А в курсе ОГСЭ – достижение уровня В1.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Преподавание иностранного языка в современном колледже. Опыт, достижения, перспективы

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*