Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игра – как средство воспитания коммуникативных качеств на уроке

22.11.2012 597 2617
Коновалова Елена Евгеньевна, преподаватель

Североуральский политехникум
Потребность современной экономики и производства в специальностях среднего звена, способных широко использовать знания, полученные в стенах образовательного учреждения, определяют модернизацию всей системы профобразования. В связи с этим основной акцент делается на качество образования. Результаты процесса обучения проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся (они описаны в федеральных государственных образовательных стандартах). Но традиционная подготовка специалистов, ориентированных только на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований производства и не может решить те задачи, которые ставит перед образованием государство.

Концепция модернизации российского образования ставит ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное содержание образования. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Вообще ключевые компетенции формируются лишь на  личном опыте, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Я считаю, что один из вариантов создания таких условий - это внедрение и использование современных  педагогических технологий. А также использование активных педагогических форм, методов и приёмов организации образовательного процесса на уроках английского языка, применяя индивидуальный подход к каждому обучающемуся и используя элементы  рейтинговой системы оценивания. Решение этих проблем позволяет мне создать на уроках психолого-педагогические условия для успешного овладения предметом.


Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка и развитие коммуникативных качеств на уроках. В наши дни преподаватели пересматривают арсенал воздействия на умы и эмоции обучающихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Причина столь повышенного интереса в настоящее время к играм на уроке – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует отметить также, что при сохранении мотивации возникает проблема - снижение познавательного интереса к изучению английского языка. Данное явление происходит в связи с тем, что обучающиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирует учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках английского языка игровых технологий. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению английского языка с использованием занимательных материалов и игровых приёмов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных учёных ( И.Л Бим, С.Т.Занько, С.С.Полат, В.М.Филатов, Е.И.Пассов и др). Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность общения, в процессе которой формируются помимо знаний, иноязычные речевые умения. Познавательные мотивы обучающихся, содержатся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл.


Основными коммуникативными качествами, формирующимися в игре являются - познавательная потребность обучающихся к изучению языка, желание общаться на английском языке, а также выражение своего мнения на иностранном языке.

Привлечение игры как приёма обучения – есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.


«Учебный предмет сам по себе настолько серьёзен, что следует считать удачей всякую возможность изложить его хотя бы чуть занимательнее»- писал  Б. Паскаль. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция даёт возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Иностранный язык, как учебный предмет, отличается от других общеобразовательных дисциплин тем, что основная цель его преподавания - это формирование речевых навыков на чужом для обучающихся языке. Воспитание обучающихся осуществляется через систему личностного отношения к изучаемой культуре и предполагает формирование у них:

- оценочно-эмоционального отношения к миру;

- положительного отношения к иностранному языку, культуре народа;

- понимание особенностей своего мышления;

- сопоставление изучаемого языка с родным;

- знания о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка и включения обучения в «диалог культур».


Академик Щерба Л.В  указывал, что иностранный язык оказывает определённым образом   воспитательное воздействие на изучение и родного языка обучающихся.

Игровые технологии - это технологии на основе активизации и интенсификации деятельности  обучающихся. Й.Хейзинг сказал: «Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра».


Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Считаю, что использование на уроках элементов  игровых  технологий, обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создаёт у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Существуют такие функции игры как:

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений. Усвоение норм человеческого общежития.


В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.


Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, а также в модель типа человеческих отношений.


Игру как метод обучения использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более широкой технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.


Игровая форма, применяемая на моих уроках, создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.


Особенностями игры в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.


В игре все равны. Она посильна почти каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке обучающийся, может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре всё «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, что очень важно также для адаптации в социуме.


Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство воспитания коммуникативных качеств, а именно:

- воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость (фразы-клише речевого этикета);

- создаёт атмосферу иноязычного общения, объединяет коллектив обучающихся;

- устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;

- снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему;

- гармонично развивает личностные качества для активизации резервных возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме.

 

Список литературы

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение.
  2. Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр «Академия». 2005.
  3. Марчан Н.Б. О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики. Иностранный язык в школе. 2004.-№5.-с.77-78.
  4. Матюгин И.Ю. Как запомнить английские слова. М.: РИПОЛ классик. 2009.-320с.
  5. Степичев П.А. Лексические игры на уроках английского языка М.: Чистые пруды. 2008.-с.32.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*