Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотив учебной деятельности как условие эффективного обучения

26.06.2018 663 1302
Хуснуллин Тимур Муслимович
Хуснуллин Тимур Муслимович, преподаватель

Краевой политехнический колледж

Определений понятия мотив очень много. В одной из интерпретаций слово мотив от латинского «moveo – двигать» – это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющий ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности. Производная от понятия мотив – мотивация, то есть непосредственно сам процесс, управляющий человеком.

Кроме того, мотивация является одной из фундаментальных проблем психологии, т.к. только понимание мотивов поведения человека позволяет адекватно оценивать поступки и их следствия. Не зная мотивации человека трудно объективно оценить совершенные им поступки.

Мотивация является «сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».

Учение является ведущим типом деятельности человека на протяжении длительного промежутка времени. Оно побуждается целым рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который, как и любой другой, характеризуется системностью, направленностью, устойчивостью, динамичностью и модальностью.

Формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного обучения, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Проблема формирования мотивации учения лежит на «стыке» обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания преподавателя оказывается не только осуществляемое учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у студентов идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию учащегося.

Процесс обучения и успеваемость в колледже

У многих обучающихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью студента или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Снижение учебной мотивации у студентов средних профессиональных образовательных учреждений наблюдается при переходе с первого курса на второй, когда школьная программа закончена и начинаются специальные новые для ребят дисциплины. В большинстве случаев это связано с тем, что при поступлении в образовательное учреждение и выборе направления обучения, абитуриенты получили неверное видение будущей специальности, что в свою очередь приводит к формированию неверной мотивации.

Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с неуспешностью в обучении. Студенты, которые обучаются в колледже, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития.

Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня учебной программы требуются напряженные усилия. Так же есть ребята, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Замечено, что многим из ребят закончивших сельские школы учиться тяжелее, чем выпускникам городских школ.

Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности. Большое количество пропусков по болезни является следствием отставания в учебе;

несформированность приемов учебной деятельности. Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами. Например, счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого­педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то студент заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. То есть учит определенный набор слов, не понимая их смысла. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе;

недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления. Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, структурировать, сравнивать, но в 60% процентах случаев абстрактно-логическое мышление не успевает сформироваться во время обучения в школе, что опять-таки приводит к отставанию при обучении в колледже. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности студента и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе.

Причины недостаточной успешности учения у каждого студента свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний обучающихся можно назвать:

наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи. Наблюдения показывают, что около 30% студентов не реагируют на неудачи в обучении. Предположительно это связано с тем, что данное направление обучения их не интересует и они не видят себя в данной трудовой деятельности в дальнейшем;

вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение. Зачастую, данный способ является наиболее эффективным именно опрос, по определенной теме может показать смог ли студент усвоить информацию верно;

обучающие самостоятельные работы. При их проведении преподаватель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой студентов, выслушивает и отвечает на их вопросы. Данный метод помогает определить имеет ли студент навыки работы с материалом.

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба колледжа и ЦМК. Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков, увлечений (мониторинг);

диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

диагностика индивидуальных способностей учащихся;

тестирование самооценки своих способностей.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача преподавателя – создать у неуспевающих студентов устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); устранить “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в колледже и группе, установление отношений сотрудничества между преподавателем и студентом.

Работу по изучению возможностей студента и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:

1-й этап – сбор предварительных данных о студенте (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

2-й этап – диагностика;

3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

4-й этап – выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение обучающихся к учебным дисциплинам. Для этого можно воспользоваться анкетами для определения мотивации. Но, как правило, студенты относятся к анкетам не совсем серьезно. Более приемлемым способом будет проведение тематических викторин.

Приемы деятельности преподавателя, которые помогут обучающимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

прежде всего надо отмечать и поощрять удачи студента в учебной деятельности, но при этом надо знать меру, так как постоянные поощрения могут чрезмерно повысить самооценку учащегося;

подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны студентам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;

формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи преподавателя;

контроль используется как средство мотивации учащихся.

В колледже в течение года проводятся такие работы как входной контроль на определение уровня обучаемости (при поступлении), рубежный, промежуточный и итоговый контроль.

Одной из наиболее удобных форм оценки способностей студентов является проведение тестов. Если проверочный тест выполнен 75% учащихся группы, считается, что материал усвоен на базовом уровне.

Учащиеся относятся к тестированию серьезно. Диагностика уровня знаний на основе мониторинга показывает повышение уровня обученности учащихся.

Также важен мониторинг индивидуальных достижений учащихся. Достижений, которые могут служить основой портфолио студента колледжа, Портфолио нацелено на выявление:

объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

положительных моментов учения;

интереса к предмету;

развития мыслительной деятельности;

критического отношения к учебной деятельности.

Кроме этого, портфолио в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). 
К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:

новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки, а в колледже изучение более углубленное, с учетом направления обучения. Многие темы в колледже позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изученным ранее в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний, которые студенты получают уже в ходе учебного процесса в колледже.

Педагог, развивая творческие способности студентов, должен видеть потенциальные способности в каждом, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.

Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с воспитанием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления. Именно так должны быть построены все занятия, практические и лабораторные работы.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Мотив учебной деятельности как условие эффективного обучения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*