Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу

25.06.2018 146 180
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, магистрант, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Когда человека рождается, он еще не обладает знаниями, навыками, умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровья, самообеспечению, самообслуживанию. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах.

Адаптируясь к новым условиям, человек стремиться к эмоциональному комфорту, удовлетворению, к гармонизации отношений с обществом. Эти состояния достигаются людьми по-разному. Например, для одних, чтобы почувствовать эмоциональное равновесие в деятельности и общении надо быть такими как все, у других гармонизация наступает тогда, когда они побывают в роли лидеров, для третьих главное – преодолеть препятствия, для четвертых сделать все, чтобы их не замечали. Иными словами, одни личности в новых условиях чувствуют себя комфортно, другие не комфортно, но смиряются; третьи – борются. [4, с. 10]

Проблема адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в образовательной организации [6]. Начало обучения в колледже обусловлено принятием учеником школы новой социальной роли – роли студента, для успешной деятельности которого необходимо освоить новые правила жизни и учебы. В течение первого года обучения происходит вхождение студента-первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности [2].

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению студентов в колледже: социологический, психологический и педагогический. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он закончил. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе. Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу.

Любое обучение, особенно профессиональное, является делом не из легких. Это связано с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера. Существуют как общие трудности, типичные для всех студентов, так и частные, характерные только для студентов младших курсов, например, стрессовые состояния, возникающие у выпускников школ в связи с переходом к другой форме деятельности.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, то есть на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Т.И. Попова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде колледжа следующие стадии:

·начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды колледжа и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

·стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

·аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

·ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [5, с. 5]

К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии адаптации проходят благополучно, в результате – у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации – это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности. Кризис может привести к дезадаптации. Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.

Дезадаптация – это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления. [3]

Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.

Обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. [1]

Адаптационный период студентов состоит из нескольких этапов:

1) адаптационная неделя, которая проводится с целью знакомства, снятия стресса от первичного контакта и обеспечение необходимой информацией для возможности свободного ориентирования к началу учебного процесса;

2) период интенсивной адаптации (привыкание) для диагностики и помощи в налаживании взаимодействия;

3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.

Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором.

В период интенсивной адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал в форме диагностики.

Затем в период коррекционной работы устраняются выявленные в ходе 2 этапа проблемы. Они могут быть связаны с отношением к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, внеурочным занятиям (в творческих коллективах, спортивных секциях). Поэтому в ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в колледже необходимо проводить работу по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста. [7]

Таким образом, можно сказать, что процесс адаптации в колледже влияет на развитие личности профессионала, во-вторых, процесс адаптации по большей части зависит от личностных качеств человека, которые в свою очередь изменяются в процессе адаптации. Так же существуют 4 стадии адаптации, которые каждый студент должен пройти. Если студент не проходит эти стадии адаптации, то наступает кризис адаптации, что приводит к дизадаптации.

 

Список использованной литературы

Адаптация студентов первого курса [Электронный режим]. - Режим доступа http://diplomba.ru/work/112191 (дата обращения – 18.03.18).

Дезадаптация [Электронный режим]. - Режим доступа http://center-yf.ru/data/stat/dezadaptaciya.php (дата обращения – 28.03.18).

Молодцова Т. Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации [Текст] / Т. Д. Молодцова - Ростов, 2016. - 295с.

Попова Т. И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза. [Текст] / Т. И. Попова – С-п., 2007- 53с.

Чурянина Д.А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/194/83731.php.

Шабарина И. Ю Информио [Электронный режим]. - Режим доступа http://www.informio.ru/publications/id2767/Adaptacija-pervokursnikov-k-novym-uslovijam-obuchenija (дата обращения - 10.01.18).

Брилякова А. Н. Адаптация студентов первого курса к новой системе обучения в медицинском техникуме [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id1447/Adaptacija-studentov-pervogo-kursa-k-novoi-sisteme-obuchenija-v-medicinskom-tehnikume.

 

Оригинал работы:

Особенности адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*