Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Новаторские идеи в преподавании немецкого языка в школе

25.06.2018 895 1671
Семенова Марина Александровна
Семенова Марина Александровна, учитель

Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением немецкого языка г. Тверь

Аннотация: Данная статья раскрывает сущность инновационных подходов к преподаванию иностранного языка в школе. Описываются наиболее эффективные методики преподавания немецкого языка.

Ключевые слова: языковое образование, инновационные методики, немецкий язык

В настоящее время система Российского образования претерпевает значительные изменения, связанные с необходимостью повышения его качества. Модернизация происходит в условиях сохранения фундаментальности и соответствия гуманистической направленности образования и актуальным потребностям каждой конкретной личности и государства.

Система школьного образования и непосредственно языковое образование также подвергаются процессам реновации. Современная парадигма отечественного образования предполагает активное внедрение инновационных методик обучения иностранным языкам в школе, к которым относят обучение в сотрудничестве, метод проектов, кейс-метод, игровые технологии, языковой портфель, информационно-коммуникационные технологии и др. Все вышеуказанные технологии реализуют новаторский подход к процессу обучения иностранным языкам и личности самого обучаемого.

Преимущества внедрения инновационных методик в процесс обучения иностранным языка в школе заключаются в том, что в отличие от традиционных методик, последние позволяют школьникам стать субъектами образовательного процесса, полноправными партнерами наравне с учителем-наставником. Подобные технологии дают возможность образовательному процессу выйти на новый уровень: перейти со ступени, где школьника учили, на ступень, где он сам учится.

В данной статье мы ставим перед собой цель описать опыт использования наиболее эффективных методик преподавания немецкого языка в современной школе.

Характерной чертой всех без исключения инновационных методик является интерактивность, т.е. принцип взаимодействия как между участниками образовательного процесса (учитель-ученик, ученик-ученик), так и техникой (компьютер, интерактивная доска и т.д.). Данный принцип позволяет учителю создавать благоприятную атмосферу сотрудничества в классе, осуществлять индивидуальный подход к каждому из учащихся, формировать положительную мотивацию к изучению немецкого языка.

Выбор методики при обучении немецкому языку в школе осуществляется в зависимости от целей и задач конкретного урока, уровня подготовки учащихся, а также творческого начала учителя. Далее мы рассмотрим наиболее эффективные из них.

Обучение в сотрудничестве. Преподавание иностранного языка предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода, организацию школьников в группы для совместной работы над решением какой-либо задачи, каждый из участников которой взаимозависим и взаимосвязан со своими одноклассниками [1]. Данная педагогическая задача решается посредством обучения в сотрудничестве. Сущность такого обучения заключается в создании со стороны педагога благоприятных условий и активизации совместной учебной деятельности учащихся.

При организации обучения в сотрудничестве на уроке немецкого языка учитель формирует несколько групп, исходя из психологической совместимости детей, а также с учетом уровня владения языком, чтобы избежать групп, состоящих из только сильных или слабых учеников. Для группы дается задание, предусматривающее распределение ролей среди всех участников группы. Оценивается задание комплексно по итогам работы всей группы. Сотрудничество позволяет воспитывать чувство ответственности не только за себя, но и за всю группу, ведь успех будет зависеть от работы каждого участника. В рамках такой методики происходит самомотивация учащихся, работа в малых группах позволяет выполнять задание без непосредственного контроля учителя, проявлять креативные способности. Необходимо отметить, что наиболее эффективно обучение в сотрудничестве в рамках обучения грамматике и лексике, проектной деятельности, при проверке домашних заданий, а также при чтении текстов. Так, задание по работе с текстом будет выполнено более эффективно и с большим интересом, если организовать работу в группах. Школьники, играя в игру «Учитель-ученик», где учителем выступает наиболее сильный из них, выполняют различные задания, а на итоговом этапе осуществляют взаимопроверку и выставление оценок друг другу.

Кейс-метод. Данный метод, прежде всего, направлен на формирование навыков для решения различных ситуаций и вопросов, при которых выполняются те или иные социальные роли. Кейс-метод является интерактивным методом обучения иностранному языку на базе реальных ситуаций [3]. Его сущность заключается в использовании различных проблемных ситуаций, разрешение которых будет способствовать развитию у школьников навыков формулирования проблемы, постановки целей, выдвижения гипотезы и ведения самостоятельной поисковой деятельности. Данный метод наиболее эффективен при обучении диалогической речи, лексике на этапе закрепления материала, при организации уроков-дискуссий, круглых столов, деловых игр, в рамках подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.

На уроке с применением кейс-метода учителю необходимо разделить класс на несколько групп по 4-5 человек и одну фокус-группу. Структура кейса включает в себя рассмотрение проблемной учебной ситуации (например, темы «Моя будущая профессия: по стопам родителей. За и против», «Кругосветное путешествие автостопом» и.т.д.) с различных позиций. После деления класса на группы и объявления проблемы, детям дается время на подготовку выступления каждой из групп. После этого представители фокус-группы выслушивают выступления одноклассников, их аргументы за и против и оценивают их, выбирая наиболее объективное.

Информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникационные технологии – это система методов и разнообразных технических средств, интегрированных для накопления, хранения, передачи и отображения какой-либо информации, или в более широком понимании совокупность процессов взаимодействия с информацией, осуществляемые посредством различных типов вычислительной техники и телекоммуникаций [5]. В настоящее время ИКТ предоставляют неограниченные возможности использования на уроке иностранного языка в школе: компьютеры, интерактивные доски, техника для отображения аудио и видеоинформации наряду с электронными учебниками и словарями, мультимедийными презентациями обладают большим потенциалом при обучении всем навыками иноязычной коммуникативной компетенции. Кроме того, ИКТ повышают мотивацию учащихся, способствуют активизации их познавательной деятельности, позволяют эффективно и своевременно осуществлять контроль знаний.

Использование ИКТ на уроках по немецкому языку является элементом медиаобразования, т.е. процесса развития личности средствами медиа для формирования культуры общения с подобным видом коммуникации, развития коммуникативной компетенции, раскрытия творческого потенциала, навыков критического мышления, интерпретации и анализа медиа информации [4, с.45]. Разнообразие форм медиа информации, находящейся в свободном доступе в сети Интернет обеспечивает педагога необходимыми аутентичными средствами обучения немецкому языку: образовательные порталы с различными тематическими текстами, видеороликами и аудиофайлами, новостные интернет-сайты, онлайн-трансляции немецкоязычных каналов, кинофильмы и т.д. Все эти средства способствуют формированию реальных представлений о немецком языке, культуре страны изучаемого языка в различных ситуациях общения, служит тренировкой аудитивных навыков, средством погружения в языковую среду, получением лингвостранноведческой информации.

Языковой портфель. Языковой портфель представляет собой инновационную методику обучения иностранным языкам на основе сбора пакета учебных материалов, отражающих опыт или результат учебной деятельности школьника по овладению немецким языком [2]. Подобный способ комплексного достижения целей обучения немецкому языку способствует развитию рефлексии и креативности школьников, воспитывает их самостоятельность и ответственность за результат проделанной работы.

Языковой портфель может быть организован как в рамках одной темы, так и включать комплекс работ за более глобальный отрезок учебы. Обычно в составе языкового портфеля есть такие разделы, как история успехов учащегося, домашние и самостоятельные работы, тесты, доклады, творческие задания (эссе, проекты, презентации и т.д.). Подобная систематизация и сбор всех выполненных работ, инициируемый самим школьником, происходит в соответствии с индивидуальными потребностями познания немецкого языка.

Подводя итоги работы, необходимо отметить, что инновационные технологии в обучении немецкому языку в школе позволяют развивать личностные качества школьников, повышать их мотивацию к изучению иностранного языка, повышать продуктивность и эффективность работы учителя и как следствие повышать качество образования. Комплексное использование различных методик, а также сбалансированный подход к выбору учебных материалов является залогом успешности образовательного процесса.

Список литературы

1.Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р.Джонсон, Э. Джонсон-Холубек / Пер. с англ. З.С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001. 256 с.

2.Иванченко Т. Ю. Языковой портфолио как стратегия изучения иностранного языка в течение всей жизни // Молодой ученый. 2013. №5. С. 704-707.

3.Ильина О. К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. М. : МГИМО-Университет, 2009. С. 253-261.

4.Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c.

5.Фролова Н.А. К вопросу о методах инновационного обучения иностранному языку / Фролова Н.А., Алещанова И.В. // Педагогические науки. 2009. 1 (34).С. 111-164.

 

Оригинал работы:

Новаторские идеи в преподавании немецкого языка в школе




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*