Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение метода проектов, как интерактивного взаимодействия в курсе «Технология и организация монтажа промышленного оборудования»

22.11.2012 436 2348
Котова Елена Валерьевна, преподаватель специальных дисциплин

Новокузнецкий строительный техникум
Образовательный процесс становится интерактивным, более сложным не только в количественном, но и в качественном отношениях. Возникло множество предметных и дисциплинарных областей, которые создают новый системный образ мира и определяют возможность эффективной практической деятельности человека.

Под интерактивным обучением (от англ. interation - взаимодействие) понимают, обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.


К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению студентов в активный процесс получения и переработки знаний. Одним из таких методов является метод проектов.


Метод проектов дает качественно новый результат, если он опирается на интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей.   


Анализ отличительных особенностей, сути, достоинств и недостатков проектного метода, подробно рассмотренных в современной педагогической литературе [1,2,3,4], и собственный опыт использования метода проектов в курсовом и дипломном проектировании позволили автору статьи выбрать этот метод для использования в изучении предмета «Технология и организация монтажа промышленного оборудования» студентов специальности 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования».


Как свидетельствуют многие литературные источники [1,2,3,4], метод проектов как образовательную технологию целесообразно применять в тех ситуациях, когда имеются или удается создать следующие ситуационные признаки:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность студентов;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную логическую последовательность действий.

Автором статьи была разработана и реализована следующая технология руководства при изучении темы «Система планово – предупредительных ремонтов».


Этап 1. Беседа со студентами с целью создания позитивного настроя для выполнения проекта. На этом этапе формируются микрогруппы студентов (2– 3 человека) с учетом личностных симпатий и уровня подготовки, выявляются профессиональные и личностные интересы, отношение студентов к различным видам деятельности (творческая, прикладная, исследовательская и.т.д.).


Этап 2. Анализ полученной информации, предварительное формулирование тем проектов. 


Этап 3. Коллективное обсуждение со студентами предлагаемых тем проектов и возможности работы над комплексной задачей; выявление желания (или нежелания) работать по методу проектов, окончательное определение и формулирование тематики проектов и состава группы, выявление проблем, противоречий и выдвижение гипотез их решения; постановка целей комплексной работы над проектами.

Перед группами были поставлены цели: разработать систему планово – предупредительных ремонтов промышленного оборудования (выбранного каждой группой студентов).

В рамках поставленной цели студентами самостоятельно были сформулированы следующие задачи:

  • проанализировать виды существующих ремонтов для промышленного оборудования, определить их назначение и особенности;
  • проанализировать структуру, содержание и особенности ремонтов для выбранного оборудования;
  • разработать структуру межремонтного периода выбранного оборудования;
  • разработать документы обязательные для приемки оборудования после ремонта.
  • подготовить и структурировать текстовый и графический материал для включения в презентацию проекта.

Этап 4. Поиск, изучение, системный анализ студентами информации для решения указанных выше задач. На этом этапе уместно использование «мозговых атак» с коллективным обсуждением результатов, что позволяет распределить между студентами виды и содержание их индивидуальной и совместной деятельности.


Этап 5. Прием результатов работы с информационными ресурсами в виде доклада, обсуждение возникших проблем при решении поставленных задач и способов оформления конечных результатов; создание графика последующей работы группы, коллективное обсуждение, более детальное определение содержания работы каждого участника.

После анализа и обсуждения со студентами результата работы над проектами, они приступили к созданию комплекса ремонтных работ для выбранного оборудования.


Этап 6. Самостоятельная работа микрогрупп по своим заданиям. На этом этапе проводится консультирование студентов, коллективное обсуждение результатов работы с целью подведения промежуточных итогов, формулирование выводов. На конечном этапе работы над проектами группы студентов проводят коллективное представление всей работы, выявляются недостатки и недоработки, обсуждаются сроки и характер их устранения. Особое внимание уделяем подготовке доклада (содержанию, последовательности выступления участников групп) и сопроводительного иллюстрационного материала (презентации).


Этап 7. Защита проекта. Коллективное обсуждение результатов: защита результатов своей работы и собственной профессиональной позиции, ответы на вопросы оппонентов также способствует самостоятельному овладению новыми знаниями, умениями и навыками, а также развитию гибкости мышления и характера для вхождения в новые области знаний.


Наблюдение за работой студентов, анализ особенностей использования метода проектов в разных группах, позволило сделать некоторые первоначальные выводы:

  • метод проектов может быть использован при изучении предмета «Технология и организация монтажа промышленного оборудования» для специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;
  • использование метода проектов позволяет руководителю активизировать у студентов интеллектуальные, творческие, личностные и другие качества студентов, расширить их кругозор, повысить ответственность за результаты работы, что суммарно повышает профессиональный уровень будущего техника – монтажника;
  • использование метода проектов на уроках спецдисциплин требует от руководителя формирования условий его эффективного применения в конкретной ситуации;
  • ведение занятий с использованием метода проектов способствует повышению профессиональной компетентности самого преподавателя.

Можно выделить следующие условия эффективного применения метода проектов в изучении спецдисциплин техников - монтажников:

  • желание педагога применить метод проектов для изучения определенных тем (что, возможно, потребует от него дополнительной самостоятельной работы по изучению основ проектного метода от опыта других преподавателей, а также приобретения новых знаний и навыков по теме проекта студентов);
  • желание самих студентов работать по данной методике (что потребует от них большей самостоятельности, творчества, креативности, самокритичности и т.д.);
  • относительно небольшое количество участников группы (2-3 человека), так как при увеличении числа участников труднее обеспечить ее однородность (с точки зрения знаний и навыков студентов), снижается управляемость и оптимальность распределения задач по участникам группы и в итоге – качество конечного продукта;
  • более или менее полное понимание педагогом интеллектуальных и личностных особенностей каждого студента для оптимальной организации работы всей группы и каждого студента в отдельности;
  • реальная заинтересованность преподавателя и студентов в качественном и добротном конечном результате выполнения проекта;
  • наличие у преподавателя четкого плана работы со студентами с выделением основных этапов работы, их содержания, сроков исполнения, ожидаемых результатов, ответственных за выполнение;
  • готовность преподавателя к роли ведущего участника группы в тех ситуациях, когда работа студентов не приносит ожидаемых результатов; доброжелательность и партнерская позиция преподавателя по отношению к студентам;

Таким образом, реализуя описанные выше условия можно эффективно использовать метод проектов для повышения профессиональных качеств будущих техников – монтажников.


Литература.

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред.  Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. – 272 с.
  2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – Серия «Педагогическое образование». – Ростов на Дону: Издат. Центр «Март», 2002. – 320 с.
  3. Полат Е.С. Метод проектов// курс дистанционного обучения для учителей. - М. ИОСО РАО, Уральский региональный центр FREEnet.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. \заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2001. – 304 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*