Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Изучение адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу

25.06.2018 86 102
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, магистрант, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

Каждый год, как все образовательные организации, Вятский колледж культуры гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ Кировской области и других регионов, и становятся первокурсниками. Переход из школы в колледж является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.

Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в адаптации студента играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по-другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к образовательному процессу является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста [1].

Адаптация студентов в группе и в новой образовательной организации непростая задача, которую необходимо решить, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В решении этой задачи играет большую роль совместная работа преподавателями колледжа, классным руководителем, педагогом-психологом. К сожалению, не всегда данная задача решается ими эффективно. Так только в 2017-2018 учебном году в течение первого семестра из колледжа ушли по собственному желанию 7 студентов, не выдержав адаптационный период.

С целью диагностики уровня адаптации студентов 1 курса в апреле 2018 года было проведено анкетирование, в котором приняло участие 64 респондента.

Результаты анкетирования показали, что для большинства студентов мотивом поступления в колледж являлся интерес к приобретению специальности (16%), получение профессионального образования (12%) и лишь 7 человек (11%) случайно попали в данную образовательную организацию.

На выбор специальности у большинства (61%) студентов никто не повлиял (самостоятельное решение), некоторым посоветовали родители (26%), некоторым рекомендовали преподаватели (8%) и малая часть прислушалась к мнению друзей (8%).

Главной целью обучения в колледже большинства респондентов является получение диплома (23%), некоторые стремятся получить профессию (19%) и некоторые просто получить образование (17%), лишь малая доля (11%) пришли за знаниями.

На вопрос «Как называется Ваша будущая квалификация?» правильно ответило чуть больше половины первокурсников (59%), не владеют информацией о том, на кого учатся ­– немалая доля студентов (41%).

В образовательном процессе студентов в основном все устраивает (41%), некоторым не нравятся общеобразовательные предметы (11%), некоторым не хватает свободного времени из-за плотного репетиционного процесса (9%).

Большинство первокурсников довольны выбором специальности и собираются в дальнейшем работать по своей специальности (76%), некоторые сомневаются в этом (12%) и некоторые уже решили, что точно не будут работать по выбранному направлению подготовки (9%).

Для студентов 1 курса самое сложное было адаптироваться к новым образовательным условиям (31%), при этом некоторым оказалось сложно влиться в коллектив (11%), некоторым было трудно овладеть знаниями по некоторым предметам (8%) и затрудняются с ответом 5 человек (8%).

С данными трудностями большинство (37%) свыклось, не справились до сих пор 10 человек (16%), работали над собой всего 6 человек (9%).

Если бы была возможность вновь поступать в колледж, большинство студентов 1 курса выбрали бы этот же колледж и эту же специальность (76%), пожелали сменить колледж или профессию 10 человек (16%) и затруднились с ответом 4 человека (7%).

Большинство опрошенных (52%) не знают режим работы колледжа. Большинство респондентов (70%) знакомы с обязанностями студента колледжа и только 22 человека (34%) не знают их. Это говорит о недостаточной работе классных руководителей с нормативными документами колледжа.

На вопрос «Часто ли Вы посещаете общеколледжные мероприятия?» большинство (51%) ответили, что иногда пропускают, чуть меньше половины (42%) всегда посещают мероприятия, некоторые (7%) редко посещают, поясняя это своей занятостью.

Активное участие большинство (48%) опрошенных принимали лишь в общеколледжном мероприятии «Посвящение в студенты» (сентябрь 2017), некоторые (19%) принимали активное участие в мероприятиях «День открытых дверей» (март 2018) и постановках дипломных работ, некоторые (12%) еще в юбилейном концерте колледжа (ноябрь 2017), что показывает изолированное положение большинства первокурсников от творческого процесса колледжа.

Большинство респондентов (58%) отметили, что учиться в колледже легче, чем в школе и некоторым (28%) в колледже учиться сложнее. Стоит заметить, что большинство первокурсников всегда выполняют домашнее задание (48%), некоторые иногда «халявят» (36%) и малая доля (8%) выполняют редко. Большинство студентов 1 курса довольны результатами первой сессии (82%) и собираются улучшить свои результаты во втором семестре (86%), что говорит о мотивированном обучении. Лишь некоторых студентов (9%) устраивают результаты и улучшать их они не собираются, довольствуясь тем, что имеют.

Большинство (53%) опрошенных принимают участия в олимпиадах по общеобразовательным предметам. Стоит отметить, что по профессиональному циклу ни один первокурсник не имел возможность проявить себя в олимпиадных и конкурсных состязаниях.

Большая часть опрошенных проживают в общежитии (53%), дома проживают 15 человек (23%) и 14 человек снимают квартиру (21%). Поэтому большинство студентов не пропускают пары (41%), редко пропускают 18 человек (28%) и часто пропускают пары 3 человека (5%), проживающие в общежитии.

При описании группы в основном респонденты ответили, что их группы веселые (37%). Группы 1тп (53%) и 1б (37%) считает себя веселыми, группы 1з (44%) и 1сб считают себя недружными (44%), 1 тф считают себя ленивыми (57%).

Большинство (83%) опрошенных общаются со студентами других групп, что говорит о развитых коммуникативных способностях.

При характеристике педагогического состава студенты 1 курса ответили, что преподаватели колледжа в основном добрые (23%), веселые (22%), понимающие (16%). Им нравится, что преподаватели колледжа дают творческие задания на уроках (37%), проводят работу над ошибками (32%) и внедряют в учебный процесс коррекционные курсы на повторение школьного материала (20%). Это все им помогает легче адаптироваться к новым образовательным условиям.

Характеристику классным руководителям респонденты дают такую: добрые (61%), понимающие, веселые (26%), умные (14%).

На вопрос «Что было сделано классным руководителем для сплочения группы?» студенты дали немногочисленные ответы: чаепитие – (44%), классные часы (12%), совместные работы (11%). К сожалению, большинство (41%) респондентов никуда не выходят с группой, внеколледжные мероприятия посещает только часть (19%) и редко куда-либо выходит малая доля студентов (7%).

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Изучение адаптации студентов 1 курса колледжа к образовательному процессу




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*