Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активные методы обучения в образовательном процессе СПО

22.06.2018 1084 1912
Ивашкова Александра Андреевна
Ивашкова Александра Андреевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

В статье обосновывается необходимость внедрения активных методов обучения в среднем профессиональном учебном заведении, раскрываются понятия «педагогические инновации», «активные методы обучения».

Понятие «Инновация» происходит от английского слова «novation»,обозначающего новшество, замену чего-либо новым.

Инновация (англ. innovation -нововведение) - изменение внутри системы; создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. [4]

Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация это педагогическое нововведение; прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. [4]

К инновационным методикам обучения относятся интерактивные и компьютерные технологии. Интерактивные технологии обучения включают лекции (научные, социальные, профессиональные, интегративные и др.) и семинары (диспуты, учебные дискуссии, технологии проектного обучения и др.).

Компьютерные технологии обучения подразумевают сбор, переработку, сохранение и передачу информации от обучающего обучаемому и наоборот. Параллельно с внедрением разных инновационных технологий необходимо создавать условия для мотивации саморазвития, что предполагает переход от осуществления процесса изучения к комплексному обеспечиванию необходимыми возможностями учащегося как развивающейся личности. В итоге обучающийся делается не просто субъектом образования, а человеком, способным открыть собственный внутренний потенциал в процессе овладения профессией. Одним из методов решения поставленной задачи считается внедрение активных методов обучения.

По мнению Е.Ю.Грудзинской, активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на разговоре, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или другой проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности студентов. Конкретно такая педагогическая деятельность на сегодняшний день признается «лучшей практикой обучения»[1,с.4]. К числу методов обучения, соответствующих перечисленным требованиям, относятся эвристическое обучение, мозговой штурм, проблемное обучение, дебаты, перекрестная дискуссия, проектный метод, дерево решений, ролевые игры, деловая игра, деловая корзина, форум, разговор вполголоса.

Использование активного обучения учащихся - одно из средств развития познавательной деятельности. Реализация на практике проблемного и развивающего обучения привело к возникновению методов, получивших название «активные». Свой вклад в формирование активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви. Однако в связи с тем, что эти исследования проводились как правило на материале школьного обучения, что затруднило введение активных методов в СПО, так как требовалась определенная адаптация к образовательному процессу СПО. Нужно отметить, что А.М. Матюшкин в своих работах не только аргументировал необходимость применения активных методов во всех видах учебной работы учащихся, но и ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего суть процессов совместной деятельности педагогов и учащихся, а также их взаимной активности в рамках «субъект-субъективных» взаимоотношений . Потому, вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек узнает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), так и воздействия на него. Исходя из сказанного и подходов ученых к проблеме с точки зрения педагогики, методы активного обучения, как средство развития познавательной активности учащихся, можно поделить на 3 категории методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Это методы программированного обучения, проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения. Мы рассмотрим один и методов активного обучения - интерактивный. Интерактивные методы обучения более соответствуют личностно - ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в совместной работе), при этом и обучающийся, и преподаватель считаются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает только в роли организатора процесса обучения, фаворита группы, фасилитатора, творца условий для инициативы студентов. Интерактивное обучение базируется на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. Обучение с внедрением интерактивных образовательных технологий подразумевает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.[5]

Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в ходе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, в отсутствии которой нет движения вперед в овладении знаниями. Возникновение и формирование активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новейшие задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить создание и формирование познавательных интересов и способностей, креативного мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Активное обучение отличается от обычного обучения рядом характерных черт, к которым, прежде всего, относится активизация мыследеятельности студентов. Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая нацелена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся средством широкого, преимущественно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно - управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Таким образом, усвоение педагогических инноваций и введение активных методов обучения является важной задачей педагогических коллективов в высших учебных заведениях. Постановка эвристических, креативных целей в процессе обучения требует серьезной перестройки всей системы подготовки профессионалов. Необходимо введение новейших методов обучения, корректирование содержания обучения, перераспределение учебного времени за счет перенесения акцента с репродуктивной деятельности на продуктивную, самостоятельную работу учащихся. Следует также обратить внимание на переподготовку педагогов и необходимые изменения в содержании их индивидуальных планов.

 

Литература

1.Грудзинская Е. Ю. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е. Ю. Грудзинская, В. В. Марико // Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007. 182 с.

2.Клустер Д., Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36–40.

3.Огольцова Е.Г, Хмельницкая О.М., «Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов» // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях. Материалы региональной научно- практической Интернет-конференции. – 2009 г. – C. 129-133

4.Ретивых М.В.,Симоненко В.Д., Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах// Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

5.Панфилова А.П.,Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.П. Панфилова ; под общ. ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 368 с.

 

Оригинал работы:

Активные методы обучения в образовательном процессе СПО




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*