Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности проявления конфликтного поведения у студентов творческих специальностей

21.06.2018 91 113
Хохрина Марина Владимировна
Хохрина Марина Владимировна, преподаватель

Вятский колледж культуры

В жизни учебной группы конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, социума (коллектива) в целом. Поэтому правильнее было бы считать конфликт нормой производственных отношений. Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения группы вперед. Вместе с тем, для того, чтобы управлять конфликтом, необходимо знать индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности участников, которые обуславливают выбор тех ли иных стилей поведения в конфликтном взаимодействии [3].

С другой стороны, актуальность исследования обусловлена тем, что современная тенденция в экспериментальных и теоретических исследованиях деятельности лиц творческих профессий связана с раскрытием не столько связей между личностными особенностями испытуемых и наиболее важными характеристиками творческого процесса, сколько с анализом личностных механизмов мышления, определяющих эти связи. Данная тенденция является следствием применения целостного личностного подхода к исследованию психологии творчества. В этой связи возникает необходимость изучения конфликтного поведения творческих работников, в том числе и на этапе их профессионального становления в студенческие годы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Вятского колледжа культуры с целью изучения особенностей конфликтного поведения студентов творческих специальностей.

Объектом исследования являются студенты творческих специальностей (фотографы и режиссёры) колледжа культуры в возрасте 18 - 19 лет (50 человек).

Предмет исследования –

1) стратегии поведения в конфликте;

2) уровень конфликтности;

3) стили межличностных отношений.

Мы предположили, что у студентов творческих специальностей, предполагающих разную степень социального взаимодействия, имеются различия в конфликтном поведении и ситуациях: студенты специальности «фотограф» склонны к стратегии «избегания» имеют низкий уровень конфликтности и подчиняемый тип межличностных отношений. Студенты специальности «режиссер» склонны к сотрудничеству и компромиссу, демонстрируют авторитарный тип межличностных отношений, и высокий уровень агрессивности.

Задачи исследования:

1.Проанализировать стили поведения в конфликтных ситуациях;

2. Выявить преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке;

3.Выявить особенности агрессивности и конфликтности;

4.Разработать практические рекомендации психологом по профилактики конфликтного поведения у студентов.

5.Математические: анализ и оценка процентных соотношений, расчет среднего арифметического, расчет критерия Манну - Уитни.

В исследовании приняли участие:

Группа 1 - студенты по специальности «фотограф» (25 человек в возрасте 18-19 лет).

Группа 2 - студенты по специальности «режиссер» (25 человек в возрасте 18-19 лет).

Методы и методики исследования:

Нами были выбраны следующие методики исследования:

- тест К.Томаса «стиль поведения в конфликтных ситуациях»;

методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.Н. Ильин, П.А. Ковалев);

методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- методы математической статистики: вычисление числовых характеристик распределений Манну – Уитни.

Результаты исследования и их анализ

Исследование проводилось в подгруппах. Отношение участников к процедуре было заинтересованным, отказов от участия в работе не было.

На первом этапе мы изучали стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Анализ свидетельствует о том, что в у студентов фотографов, наиболее выраженной оказалась стратегия избегания

У студентов режиссеров наибольшую выраженность получили стратегии сотрудничества и компромисса.

Профили поведения в конфликте студентов различных специальностей различаются по преобладающим стратегиям.

Одно из ведущих мест по частоте встречаемости в профилях поведения в конфликте у участников исследования стратегия компромисса. Она была встречена у 9% группы фотографов; 42% группы режиссёров. Отмечается тенденция к выбору этой стратегии у студентов-режиссеров. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов:

1) компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;

2) иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность;

3) компромисс может принимать активную и пассивную формы.

Активная форма компромисса может проявляться в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. [1]

Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

Отметим, что 1% участников исследования группы фотографов и 8% участников группы режиссёров склонность к соперничеству Стратегия сотрудничества проявилась как преобладающая в профилях у 30% группы режиссёров, характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Преобладание стратегии сотрудничества у будущих режиссеров статистически достоверно.

Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. [5]

Стратегия соперничества является преобладающей в профилях у 8% группы режиссёров. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели.

У 70% участников группы фотографов как преобладающая стратегия в профиле проявляется склонность к избеганию, или уходу. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Приспособление в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте проявляется у 8% участников исследования группы режиссёров.

Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. [ 4]

Первой задачей исследования было проанализировать стили поведения в конфликтных ситуациях. В качестве метода статистического анализа был использован–непараметрическое сравнение двух независимых выборок Манна - Уитни.

 

Читать работу полностью (оригинал работы):

Особенности проявления конфликтного поведения у студентов творческих специальностей




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*