Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ жизни учебной группы конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, социума (коллектива) в целом. Поэтому правильнее было бы считать конфликт нормой производственных отношений. Конфликт необходим для продвижения и отбора новаций, развития и движения группы вперед. Вместе с тем, для того, чтобы управлять конфликтом, необходимо знать индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности участников, которые обуславливают выбор тех ли иных стилей поведения в конфликтном взаимодействии [3].
С другой стороны, актуальность исследования обусловлена тем, что современная тенденция в экспериментальных и теоретических исследованиях деятельности лиц творческих профессий связана с раскрытием не столько связей между личностными особенностями испытуемых и наиболее важными характеристиками творческого процесса, сколько с анализом личностных механизмов мышления, определяющих эти связи. Данная тенденция является следствием применения целостного личностного подхода к исследованию психологии творчества. В этой связи возникает необходимость изучения конфликтного поведения творческих работников, в том числе и на этапе их профессионального становления в студенческие годы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Вятского колледжа культуры с целью изучения особенностей конфликтного поведения студентов творческих специальностей.
Объектом исследования являются студенты творческих специальностей (фотографы и режиссёры) колледжа культуры в возрасте 18 - 19 лет (50 человек).
Предмет исследования –
1) стратегии поведения в конфликте;
2) уровень конфликтности;
3) стили межличностных отношений.
Мы предположили, что у студентов творческих специальностей, предполагающих разную степень социального взаимодействия, имеются различия в конфликтном поведении и ситуациях: студенты специальности «фотограф» склонны к стратегии «избегания» имеют низкий уровень конфликтности и подчиняемый тип межличностных отношений. Студенты специальности «режиссер» склонны к сотрудничеству и компромиссу, демонстрируют авторитарный тип межличностных отношений, и высокий уровень агрессивности.
Задачи исследования:
1.Проанализировать стили поведения в конфликтных ситуациях;
2. Выявить преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке;
3.Выявить особенности агрессивности и конфликтности;
4.Разработать практические рекомендации психологом по профилактики конфликтного поведения у студентов.
5.Математические: анализ и оценка процентных соотношений, расчет среднего арифметического, расчет критерия Манну - Уитни.
В исследовании приняли участие:
Группа 1 - студенты по специальности «фотограф» (25 человек в возрасте 18-19 лет).
Группа 2 - студенты по специальности «режиссер» (25 человек в возрасте 18-19 лет).
Методы и методики исследования:
Нами были выбраны следующие методики исследования:
- тест К.Томаса «стиль поведения в конфликтных ситуациях»;
методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.Н. Ильин, П.А. Ковалев);
методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
- методы математической статистики: вычисление числовых характеристик распределений Манну – Уитни.
Результаты исследования и их анализ
Исследование проводилось в подгруппах. Отношение участников к процедуре было заинтересованным, отказов от участия в работе не было.
На первом этапе мы изучали стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Анализ свидетельствует о том, что в у студентов фотографов, наиболее выраженной оказалась стратегия избегания
У студентов режиссеров наибольшую выраженность получили стратегии сотрудничества и компромисса.
Профили поведения в конфликте студентов различных специальностей различаются по преобладающим стратегиям.
Одно из ведущих мест по частоте встречаемости в профилях поведения в конфликте у участников исследования стратегия компромисса. Она была встречена у 9% группы фотографов; 42% группы режиссёров. Отмечается тенденция к выбору этой стратегии у студентов-режиссеров. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов:
1) компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
2) иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность;
3) компромисс может принимать активную и пассивную формы.
Активная форма компромисса может проявляться в заключение четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. [1]
Компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку не одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликта сохраняется. Если компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.
Отметим, что 1% участников исследования группы фотографов и 8% участников группы режиссёров склонность к соперничеству Стратегия сотрудничества проявилась как преобладающая в профилях у 30% группы режиссёров, характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Преобладание стратегии сотрудничества у будущих режиссеров статистически достоверно.
Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (избегание (уход), соперничество, приспособление, сотрудничество, компромисс). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. В отличие от компромисса, для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих интересов к более глубокому уровню, на котором обнаруживается совместимость и общность интересов. [5]
Стратегия соперничества является преобладающей в профилях у 8% группы режиссёров. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии соперничества в конечном итоге сводится к выбору: либо интереса борьбы, либо взаимоотношения. Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели.
У 70% участников группы фотографов как преобладающая стратегия в профиле проявляется склонность к избеганию, или уходу. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.
Приспособление в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте проявляется у 8% участников исследования группы режиссёров.
Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Человек, принимающий стратегию приспособления, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. [ 4]
Первой задачей исследования было проанализировать стили поведения в конфликтных ситуациях. В качестве метода статистического анализа был использован–непараметрическое сравнение двух независимых выборок Манна - Уитни.
Читать работу полностью (оригинал работы):
Особенности проявления конфликтного поведения у студентов творческих специальностей
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.