Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значимость студенческого актива в профессиональной ориентации студентов Вятского колледжа культуры

21.06.2018 49 59
Пасынкова Ольга Ивановна
Пасынкова Ольга Ивановна, зав. отделом воспитательной и социальной работы

Вятский колледж культуры

Происходящие в России инновационные процессы, связанные с обновлением общественно-политической ситуации, изменением социально-экономического положения жизни населения, модернизацией образования, выдвигают принципиально новые требования к профессиональной подготовке молодых специалистов. Государством определяется новый социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, нравственно развитого, конкурентоспособного, обладающего лидерскими качествами, способного принимать решения в сложных условиях, в ситуации выбора, готового нести самостоятельно ответственность за судьбу страны, ее национальную безопасность. В этом плане важную роль призвано сыграть участие студентов в управлении своим коллективом посредством внеучебной деятельности [2].

Студенчество как совокупность развивающейся личности – самая динамическая, энергичная и критически мыслящая часть сообщества. Студенческое самоуправление является фактором формирования личности студента, развития его творческого потенциала, проявления способностей, умения общаться со сверстниками и взрослыми, возможности преодоления трудностей, испытания ответственности за свои поступки, активизации его гражданской позиции. В связи с данными характеристиками одной из приоритетных задач учебно-воспитательной деятельности Вятского колледжа культуры является «Формирование и развитие коллектива студентов, его самоуправления и соуправления, самовоспитания».

В Вятском колледже культуры студенческий актив является одной из форм самоуправления и создан для обеспечения реализации прав обучающихся на участие в обсуждении и решении вопросов деятельности колледжа, жизнедеятельности обучающихся, развития их социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.

Руководствуясь «Положением о студенческом активе Вятского колледжа культуры», можно выделить его цели и задачи.

Целями студенческого актива являются:

-формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

-обеспечение целенаправленного, систематического и конструктивного участия студентов в решении различных вопросов, связанных со студенческой жизнью;

-обеспечение реализации прав на участие студентов в управлении образовательным учреждением, оценке качества образовательного процесса;

-в формировании у студентов умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

Задачами студенческого актива являются:

-привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой специалистов высокой квалификации;

-разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учётом научных и профессиональных интересов обучающихся;

-защита и представление прав и интересов студентов;

-содействие в решении образовательных, социально – бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;

-содействие структурным подразделениям колледжа в проведении ими мероприятий в рамках образовательного процесса;

-проведение работы, направленной на повышение сознательности обучающихся, их требовательности к уровню своих знаний;

-воспитание бережного отношения к имуществу колледжа, патриотического отношения к духу и традициям колледжа;

-активное, творческое участие студентов в организации культурно-воспитательных и других мероприятиях, в пропаганде здорового образа жизни;

-содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.

То есть организация студенческого актива построена таким образом, чтобы с одной стороны, способствовать творческой самореализации личности студентов, с другой – создавать условия для профессионального роста и развития в рамках выбранной специальности. Таким образом, студенческое самоуправление влияет на формирование профессиональной идентичности студентов, что, несомненно, проявляется в наличии ярко выраженного интереса к участию в общественной жизни образовательной организации, инициативы в самостоятельной деятельности студенческого коллектива, остром восприятии общественно значимой информации.

Необходимо целенаправленно обучать студенческий актив умению выполнять общественные поручения, оперативно и адекватно реагировать на социальные заказы, планировать общественную работу, организовывать досуг и жизнедеятельность студенческого коллектива, его правовую защиту и социальную поддержку, уметь организовывать студентов и направлять их. Поэтому без овладения навыками и умениями организаторской работы невозможно успешно реализовать деятельность студенческого актива.

Формирование и развитие у студентов через деятельность в студенческом активе направленности на профессиональный успех и творческую устремленность, развития профессионально важных личностных качеств, требует системной и комплексной работы, выражающейся в организации особой среды, помогающей студенту овладеть необходимыми компетенциями; повысить «потенциал к трудоустройству», активно включиться в социальную практику и развивать устойчивые профессиональные интересы и способности. В связи с этим взаимодействие, направленное на развитие потенциала личности студентов и способствующее их творческой самореализации и профессиональному становлению, должно осуществляться в трех формах:

 в ходе учебного процесса;

 как дополнение учебного процесса;

 параллельно учебному процессу.

Имея опыт работы более четырех лет со студенческим активом Вятского колледжа культуры, можно сказать, что особенности специальностей нашей образовательной организации благотворно влияют на желание студентов принимать участие в самоуправлении, так как деятельность активистов переплетается с профессиональной направленностью наших специальностей, особенно специальности «Социально-культурная деятельность».

Можно отметить особую активность, как правило, студентов 1 курса, которые готовы активно включаться в общественную работу, что характерно не только для первокурсников нашего колледжа, но и для других образовательных организаций. Особенно важно поддержать желание первокурсников закрепиться с выбором своей профессии и студенческий актив помогает в этом. Такая деятельность необходима для студентов 1 курса, когда в учебной программе мало профильных дисциплин, а потребность творчески реализовать себя у студентов большая. Студенты из актива проводят многочисленные мероприятия (чаще всего акции к праздничным датам и другим общественно значимым событиям). Они с удовольствием участвуют в разработке сценариев, реализуют себя ведущими мероприятий, участвуют в работе Совета колледжа, коррупционного совета, совета профилактики, стипендиальной комиссии и т.д.

Для исследования важности деятельности студентов в студенческом активе для их профессионального становления был проведен опрос открытого типа. В опросе приняло участие 18 респондентов.

На первый вопрос: «Принимали ли Вы ранее участие в общественной жизни школы?» – все студенты (100%) ответили, что вели активную общественную работу в школе, что послужило основным мотивом поступления в наш колледж (работали волонтерами, принимали участие в проведении мероприятий школы и т.д.). Поэтому данные студенты творчески реализуют себя в студенческом активе.

На второй вопрос: «Как вы считаете, нужно студенческое самоуправление в колледже?» – все участники (100%) отвечают, что нужно.

На вопрос: «Что привлекает Вас в работе студенческого актива?» - были получены такие ответы:

-самосовершенствование, саморазвитие;

-получение опыта, самореализация в творческой деятельности;

-новые знания;

-возможность побыть во всех ролях в подготовке к мероприятиям;

-волонтерство;

-дружная компания, коллектив, атмосфера, доброжелательная обстановка, теплое отношение;

-возможность проявить себя.

Данные ответы показывают, что студенты через актив проявляют свои творческие способности и получают опыт самореализации.

При ответе на вопрос: «Какие навыки получаете, являясь членом студенческого актива?» – студенты перечислили следующие важные составляющие будущей профессии:

-навыки ведущих мероприятий;

-навыки общения с людьми;

-организаторские навыки;

-навыки режиссеров составления сценариев;

-волонтерства;

-актерского мастерства;

-творческие;

-ответственного отношения к поручениям.

На вопрос: «Помогает ли Вам деятельность в студенческом активе в освоении будущей профессии?» – все студенты (100%) ответили, что, конечно, помогает.

На последний вопрос «Какие качества определяют современного молодежного лидера?», были даны следующие варианты:

-ответственность;

-креативность;

-навыки общения с людьми;

-отзывчивость;

-работоспособность;

-доброжелательность;

-оперативность;

-пунктуальность;

-инициативность;

-мобильность;

-умение общаться.

Такие ответы подтверждают готовность студентов к активной гражданской жизненной позиции, необходимой в профессиональном становлении обучающихся.

Итоги данной анкеты подтверждают, что студенческий актив дает возможность студентам реализовать свои творческие возможности, развивать личностные качества, проявлять гражданскую позицию и в дальнейшем реализовать себя не только на уровне колледжа, но и занимать передовые позиции в городском студенческом самоуправлении. Так наши активисты ежегодно занимают призовые места в конкурсе «Студент года» в номинациях «Лидер» и «Общественно-полезная деятельность».

Гордость вызывает тот факт, что в 2016-2017 учебном году почти третью часть студенческого актива ССУЗов г. Кирова составляли наши студенты, которые были и членами студенческого актива Вятского колледжа культуры. За значительный вклад в развитие студенческого самоуправления и активное сотрудничество со студенческим советом ССУЗов г. Кирова колледж отмечен благодарственным письмом (2017). В этом учебном году в активе ССУЗов наши студенты занимают такую же нишу. Мы стараемся поддерживать активистов, так как их деятельность помогает профессиональному становлению и повышению имиджа колледжа среди ССУЗов города Кирова.

«Придя в колледж, я открыла для себя активистскую деятельность с новой стороны. Работа в активе – это отличная возможность первокурснику заявить о себе, познакомится со студентами других курсов, ну и, лично для меня, возможность быстрее влиться в профессию», – так студентка 3 курса специальности «Социально-культурная деятельность» Булатова Софья поделилась впечатлениями о своем отношении к активу и продолжила: «И, конечно, я благодарна активу своего колледжа за то, что он подарил мне возможность реализовать себя, более осмысленно и профессионально подходить к организации мероприятий».

Таким образом, деятельность студентов в студенческом активе помогает профессиональному становлению личности будущего специалиста в области культуры, позволяет творческой самореализации личности студентов, создает условия для профессионального роста и развития в рамках выбранной специальности.

 

Список использованных источников:

Гладышева И.А. Студенчество как социальная и возрастная категория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1639 (свободный).

Профессиональная подготовленность молодых специалистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovlennost-molodyh-spetsialistov-vzglyad-vypusknikov-vuza-i-rabotodateley (свободный).

 

Оригинал работы:

Значимость студенческого актива в профессиональной ориентации студентов Вятского колледжа культуры




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*