Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технология оценки результатов освоения профессионального модуля в условиях внедрения ФГОС в системе СПО

22.11.2012 2476 14695
Андрейченко Зинаида Михайловна
Андрейченко Зинаида Михайловна, заместитель директора по научно-методической работе

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
В связи с актуализацией задачи обеспечения (гарантии) качества среднего профессионального образования функция оценивания в целом и учебной деятельности студентов и компетенций в частности начинает приобретать новые смыслы. Прежде всего, изменяется понимание роли оценивания в образовательной деятельности. Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков и, прежде всего, рассматривается как критический анализ образовательного процесса,  предполагающий более точное определение направлений улучшения.

Главная задача процедуры оценивания – улучшение качества работы конкретного студента и через это достижение более широких целей – улучшение качества обучения, учебных программ и условий образования, достижение нового качества работы всего ссуза. Таким образом, оценивание начинает интерпретироваться как конструктивная обратная связь  и как технология обучения. А проблема формирования компетенций как их поэтапное формирование, развитие и оценивание на разных стадиях обучения студентов.


Федеральный государственный образовательный стандарт СПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), представленных в VIII разделе ФГОС:

Пункт 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний,  промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

Пункт 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения;

Пункт 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения;

Пункт 8.4. Требование к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы:

- оценка уровня освоения учебных дисциплин (МДК)

- оценка компетенций обучающихся.

 Пункт 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является:

- представление документов, подтверждающих освоение студентом компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.


В том числе выпускником могут быть представлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.


Переход от оценки знаний к оценке компетенций студентов привел нас к формированию новой контрольно-оценочной системы в колледже, созданию фондов оценочных средств, разработке технологичных и независимых процедур оценивания.


Главные вопросы оценивания результатов освоения профессиональных модулей, которые были поставлены нами:

– как сделать оценивание объективным и адекватным?

– что мы хотим оценить и почему?

– по каким критериям должна происходить оценка?


В колледже для  создания  новой контрольно-оценочной системы разработаны локальные акты, регламентирующие работу по  нормативному обеспечению разработки оценочных средств по профессиональному модулю. Это - Положения о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации студентов;о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся;о мониторинге уровня сформированности компетенций обучающегося, о формировании фонда тестовых заданий. Для оказания помощи педагогам информационно - методическим центром разработаны  методические рекомендации по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости в рамках ОПОП (контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы);по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам, профессиональным модулям и практикам (примерную тематику курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.);по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения итоговой аттестации по профессиональным модулям; методическое пособие «Новые подходы в оценивании образовательных результатов обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения», которое оказало большую помощь педагогам при разработке КОС по ПМ.


В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) и привела к разделению фонда оценочных средств на:

  • контрольно-измерительные (КИМ);
  • контрольно (компетентностно) - оценочные (КОМ).

Контрольно-измерительные материалы призваны дать оценку образовательному уровню обучающегося. Образовательный уровень по-прежнему оценивается количественно. Здесь может использоваться бально-рейтинговая система или традиционная пятибалльная.  Оценивание происходит по традиционной схеме «преподаватель-обучающийся».


Контрольно (компетентностно) – оценочные материалы оценивают уровень квалификации. Уровень квалификации оценивается качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям  выносится квалифицированными экспертами.


Сравнительная характеристика КИМов и Косов представлена в таблице:


Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения, навыки

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах (пятибалльная система)

Зачет – незачет

Освоено – не освоено

Вид контроля по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по УД, МДК

Аттестация по профессиональному модулю.

Экзамен квалификационный

Функции

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль и оценка

Разработка/утверждение

Преподаватель/ кафедра
/Заместитель директора

кафедра /заместитель директора/

работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела
5 рабочей программы профессионального модуля

 

Для организации системного процесса  по разработке контрольно-оценочных средств, создания фонда оценочных средств в колледже  организована работа двух проблемных творческих групп:

  • «Разработка контрольно-оценочных средств для профессионального модуля по гуманитарному направлению»
  •  «Разработка контрольно-оценочных средств для профессионального модуля по техническому направлению».

Руководители ТПГ - методисты, прошедшие обучение на курсах ФИРО.


Для педагогов колледжа проводились обучающее практические семинары по теме «Технология  разработки контрольно-оценочных средств для ПМ», на котором педагоги «здесь и сейчас» изучали технологию разработки контрольно-оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю и разрабатывали их для своего модуля под руководством сертифицированных специалистов.На занятиях им предлагалось:

1. Выбрать профессиональный модуль, для проверки освоения которого им предстояло разработать контрольно-оценочные задания.

2. Обосновать, какие виды аттестации (кроме экзамена квалификационного) необходимы для данного модуля. Принятое решение отражалось в таблице. Далее предлагалось проанализировать состав профессиональных компетенций (далее ПК) и общих компетенций (далее ОК) по их модулю, сгруппировать их так, чтобы была возможной комплексная проверка ПК и ОК на основании общего задания.


Одновременно предлагалось уточнить показатели оценки результата для сформированных ими групп компетенций; перечислить те ОК, которые не могут быть проверены в ходе экзамена, для которых необходимо использовать портфолио; дать характеристику типа портфолио (портфолио документов, портфолио работ, рефлексивный портфолио, смешанный тип портфолио) и примерного его состава. Кроме того, необходимо было разработать требования к презентации и защите портфолио и показатели оценки портфолио.После группировки компетенций и уточнения показателей, приведенных в 5 разделе программы профессионального модуля предлагалось определить форму экзамена (квалификационного) и на основании принятого решения описать условия проведения экзамена (квалификационного).После уточнения показателей педагоги разрабатывали задания, включающие инструкцию для обучающегося и описание ситуации для экзамена (квалификационного) по ПМ, рассчитанные на проверку как профессиональных, так и общих компетенций, а также на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Затем разработчики заполняли пакет экзаменатора, включая в него условия проведения задания и критерии оценки.


Такие практические занятия позволили педагогам освоить процесс разработки компетентностно-оценочных средств по профессиональному модулю.

 

Список литературы:

  1. Сборник учебно-программной документации, обеспечивающей реализацию ОПОП СПО экономического профиля в условиях введения ФГОС СПО. М.: Учебно-методическое объединение вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. Центр по обеспечению деятельности УМО, Финуниверситет, 2012. 153 с.
  2. Сборник учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию ОПОП СПО экономического профиля в условиях введения ФГОС СПО / под ред. д.э.н., проф. Л.И. Гончаренко, к.п.н. Н.Л. Гунявиной. М.: Финуниверситет, 2012. 68 с.
  3. Федеральные  государственные образовательные стандарты СПО.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*