Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практико-ориентированные занятия как условия реализации ПК

20.06.2018 155 232
Семенец Оксана Владимировна
Семенец Оксана Владимировна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

На современном этапе модернизации профессионального образования, производство также претерпевает изменения и нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных и предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг.

Одним из путей решения этой проблемы является реализация практико-ориентированного подхода. Такой подход в профессиональном обучении направлен, во-первых, на приближение образовательного учреждения к потребностям практики, жизни. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих.

Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании – построить оптимальную модель (технологию), сочетающую применение теоретических знаний в решении практических вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций специалиста.

Модель такого профессионального обучения самым тесным образом должна быть связана с целями деятельности организаций отраслевых и региональных рынков услуг, текущими и перспективными задачами развития экономики в целом, обеспечением высокой эффективности управления и получением необходимой прибыли.

В системе образования существует несколько подходов к практико-ориентированному образованию. Одни авторы (Ю. Ветров, Н. Клушина) практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным бизнесом, осознания собственной роли в социальной работе. Другие авторы (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Некоторые авторы (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.

К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.

Таким образом, реализация практико-ориентированного подхода способствует совершенствованию существующих образовательных программ и технологий создания условий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Необходимо также отметить, что практико-ориентированный подход может быть направлен и на решение задач совершенствования регионального образовательного пространства. Образовательные пространства российских регионов существенно отличаются друг от друга, что предопределено естественными различиями территорий в географическом положении, климате, уровне и направленности развития экономики, состоянии финансов, ресурсном обеспечении, расселении и занятиях населения, его национальным и религиозным составом и т.д. Несмотря на названные отличия в темпе и глубине развития образовательных пространств регионов, с точки зрения практико-ориентированного подхода можно выявить общие направления интеграционных процессов на региональных рынках труда и образовательных услуг. К ним относятся:

- возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации;

- увеличение спектра специальностей и квалификаций различного уровня, требуемых региональными рынками услуг;

- усиление спроса отраслевых и региональных рынков услуг на специальности, ранее относившиеся к ряду «элитарных» (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.);

- «образовательный бум», охвативший значительную часть населения регионов и позиционирующий образование как массовое и общедоступное.

Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести. Его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между обучающимися и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду. Стоит отметить, что конкурентная учебная среда организуется преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия соревновательного характера. Конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию конкурентоспособности. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов. Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи неоценимую роль играет движение WorldSkills, которое набирает все большую силу. На сегодня WorldSkills International (WSI) — некоммерческая ассоциация, открытая для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования (VET) в регионе или стране, которую они представляют. Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни. Основная задача WSI — это проведение Мирового первенства WorldSkills Competition (WSC) раз в два года. На это нацелены и новые стандарты СПО- поколения, в которых задаются соотношения дисциплин и практикоориентирования программ: 40 %-теоретическая подготовка, 60 %-практическая подготовка. Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения. В формируемой инновационной обучаемой среде наблюдаются увеличения сложности образовательной системы, что подтверждается появлением её нового качества, новых элементов, новых образовательных маршрутов, новых трансдисциплинарных технологий. Трансдисциплинарный подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин и практических задач при решении комплексных проблем, связанные сложными нелинейными обратными связями. «Трансдисциплинарный» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности. Такой подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин. Это позволяет выполнить определённые изменения или перегруппировку элементов образовательной программы любой специальности.

 

Оригинал работы:

Практико-ориентированные занятия как условия реализации ПК




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*