Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы распределения налогов между уровнями бюджетов Российской Федерации

20.06.2018 2665 4625
Борзова Наталья Алексеевна
Борзова Наталья Алексеевна, студент

Боброва Анна Владимировна
Боброва Анна Владимировна, д.э.н. преподаватель

Южно-Уральский технологический университет

Одной из главных задач экономического развития Российской Федерации на современном этапе является фор­мирование эффективной бюджетной системы, ориентированной на стимулирование экономики, оказание финансовой поддержки регионам и снижение социального неравенства населения. 

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах происходит формирование доходов бюджета страны. Доходы от федеральных, региональных и местных налогов зачисляются на счета органов Федерального казначействав соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами, а затем могут перераспределяться на уровни бюджетов субъектов Российской Федерации, местных ми бюджетов в соответствии с законами о федеральном бюджете, законами о бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В Российской Федерации, согласно действующему Бюджетному Кодексу1, существует три уровня бюджетов: федеральный, региональный и местный. Часть налогов, которые платят организации, граждане страны и предприниматели, сразу предназначена для уплаты в тот или иной уровень бюджета, поэтому все 100% суммы этих налогов поступает в федеральный, региональный или местный бюджет.

В основу разграничения доходов между уровнями бюджетной системы положены следующие основные принципы:

1)стабильность доходов (за каждым уровнем бюджетной системы законодательно закрепляются соответствующие поступления, а также на среднесрочный период устанавливаются размеры бюджетных субвенций и изъятий). Данный принцип гарантирует заинтересованность местных исполнительных органов в увеличении налогового потенциала и объективность в планировании расходов местных бюджетов;

2)достаточность доходов (каждый уровень бюджетной системы должен располагать финансовыми средствами, обеспечивающими полноценное предоставление государственных услуг). В результате неравномерности распределения доходной базы между регионами, экономическое развитие территорий сильно дифференцировано, равная доступность населению государственных услуг достигается посредством использования различных регулирующих доходов;

3)единство форм и методов регулирования доходов (предоставление дополнительных доходов каждому уровню бюджетной системы должно основываться на единых подходах). Это достигается посредством использования официальных трансфертов и бюджетных кредитов, а на уровне областей и районов – использованием нормативов распределения доходов. При определении форм регулирования доходов важно учитывать налоговый потенциал каждого уровня бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей территории, утвержденные натуральные нормы (натуральные показатели потребления или использования необходимых материальных и нематериальных благ).

4)эффективность предоставления государственных услуг (каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать наиболее результативное производство и предоставление государственных услуг), путем закрепления и исполнения государственных услуг за более низким уровнем бюджетной системы, они могут в реальной степени учесть потребности их получателей и предоставлять эти услуги своевременно и качественно.

Для обеспечения финансовой базы реализаций бюджетных полномочий различных уровней власти, расходных функций, применяют вертикальное бюджетное выравнивание. Оно предусматривает выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания, закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг; выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия разных уровней власти в национальных налогах, при распределении налогового потенциала страны.

Решение проблемы вертикальной сбалансированности бюджетов предусматривает 2 позиции:

1.Вертикальная сбалансированность предусматривает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти (выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг).

2.Потребность выравнивания финансовых возможностей соответствующих уровней власти при помощи долевого участия разных уровней власти в общенациональных поступлениях при распределении налогового потенциала страны.

На основе и с помощью методов вертикального бюджетного выравнивания решается также проблема рационального закреп­ления доходных источников бюджетов за уровнями власти. Обес­печение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджет­ной системы по самостоятельное осуществление определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получе­ния источников доходов, для этого необходимо вкладывать инвестиционные средства, чем должны заниматься субъекты реальной экономики.

Разработка системы закрепления налогов и перераспреде­ления доходов между различными уровнями власти должна осу­ществляться по завершению распределения ответственности за расходы и установлению их общего объема на каждом уровне государственной власти. Функционирование такой системы означает действие той части механизма вертикального выравнивания, которая обеспечивает выравнивание финансовых возможностей различных уровней власти.

Анализ научных работ по распределению налогов между уровнями бюджетов Российской Федерации и оценка состояния регионов в настоящее время выявили следующие проблемы:

1.Регионы полностью зависят от средств, перераспределяемых из федерального бюджета, региональных налогов не хватает на выполнение всех функций. У местных бюджетов вообще нет средств, местные налоги: земельный, налог на имущество физических лиц и торговый сбор, введенный только в отдельных регионах, не дают достаточно ресурсов для выполнения услуг, в результате чего появляется масса платных услуг государства. Перераспределение на местный уровень происходит опосредованно, через региональные бюджеты, и суммы эти очень малы. Большая часть налогов субъектов Российской Федерации, являются федеральными и поступают на федеральный уровень, и средств в регионе не остается.

2.Региональный бюджет страны является одним из главных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, устанавливает равновесие между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории. Есть дотационные регионы, создающие продукт, и регионы – потребители, в которых не соответствуют приносимые ими доходы уровню потребления, «выравнивание» и служит для того, чтобы перекачать средства от доходных регионов в сельскохозяйственные области, Северные районы, Чечню и Крым и т.д., обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ.

3.Формирование отдельно нефтегазовых доходов. Бюджет Российской Федерации зависит от налогов, поступающих от добычи и продажи нефти и газа. Если падает цена на нефть, то и поступления в бюджет страны снижаются.

4.Развитие регионов сдерживается налоговой политикой федеральных властей, аккумулирующих ресурсы на соответствующий уровень (изменение соотношения в распределении налога на прибыль организаций между бюджетами, перевод страховых взносов под контроль налоговых органов).

Поставленная в Российской Федерации важнейшая цель укрепления единого федеративного государства должна быть направлена в сторону более справедливого распределения финансовых ресурсов между его субъектами.

Выявленные проблемы распределения налогов между уровнями бюджетов Российской Федерации требуют решений, принимаемых на государственном уровне. Мы можем только в рекомендательной форме озвучить свои предложения по рационализации распределения налогов.

К таким рекомендациям относится:

1.Доходная структура регионального бюджета должна полностью или в значительной мере наблюдаться властями соответствующего уровня и формироваться в основном из региональных и местных налогов, дотаций, субсидий, субвенций. Необходимо перераспределять все федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет, или перевести часть федеральных налогов в раздел региональных. Такое распределение доходных источников необходимо для того, чтобы гражданам было легче понять, если по их желанию будут произведены дополнительные расходы, то придется внедрить дополнительные налоги, которые будут покрыты за счет них самих и других жителей региона.

2.Применение вертикального бюджетного выравнивания является обеспечением финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, в том числе и расходных функций. Основные принципы распределения расходных функций заключаются в следующем:

-государственные услуги, оказываемые в местных пределах, должны предоставляться местными властями;

-услуги, которые используют одновременно жители нескольких местных административных единиц, должны предоставляться властями областного (регионального) уровня;

-услуги, распространяемые на всю страну, должны предоставляться за счет федерального бюджета Правительством.

3.Уход от нефтяной экономики и развитие в стране других технологий. Углеводородные ресурсы являются не восполняемыми, и чем раньше бюджет Российской Федерации станет мало зависим от цен на нефть и газ, тем вероятнее создать сильнейшую экономику. Необходимо развивать в стране различные виды промышленности, не только нефтегазовую. Например, Китай - вторая по мощности экономика в мире, лидирует в производстве более сотни видов продукции, из которых самые передовые – автомобильная и текстильная.

4.Для наилучшего развития региона и максимального снижения последствий влияния кризиса необходимо увеличить доходностирегиональных бюджетов, распределять бюджетные доходы между федеральным и региональным уровнем в пропорции 50-50% по аналогии с экономически ведущими мировыми державами.

Грамотное распределение финансов между бюджетами позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальными образованиями, а также оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить эффективность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, осуществлять контроль за финансовыми потоками предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда посредством поощрения при достижении поставленных результатов.

 

Библиографический список

 

1. Вачугов, И.В. Несовершенство законодательного регулирования специальных налоговых режимов как одна из ключевых проблем поддержки малого бизнеса в России / И.В. Вачугов, П.В. Седаев // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 11.

2. Евневич, М.А. Поведенческий анализ налоговых изменений с 2016 года, их значение и последствия / М.А. Евневич // Инновационное развитие экономики. – 2016. – № 3-2 (33).

3. Кисилева, М.А. Влияние российского налогового законодательства на развитие бизнеса / М.А. Кисилева // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях, 2017.

4. Лазарев, В.С. Налоговые льготы как модель поддержки малого бизнеса в РФ / В.С. Лазарев // Сборник материалов IХ-й международной научно-практической конференции: Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике. – Орел, 2017.

5. Макоева Д.Р. Налоговое стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации / Д.Р. Макоева, Е.В. Бергаль // Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции: Современная финансово-кредитная система: проблемы и перспективы, 2017

6. Мусаева, П.М. Оценка изменений налогового законодательства и его влияние на систему учета и налогообложения малого бизнеса / П.М. Мусаева // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. – 2016. – № 2.

7. Налоговый кодекс РФ// Консультант Плюс. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 19.12.2017).

 

Оригинал работы:

Проблемы распределения налогов между уровнями бюджетов  Российской Федерации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*