Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кейс-метод как один из методов интерактивного обучения на занятиях менеджмента и экономики

19.06.2018 132 194
Сафронова Наталия Евгеньевна
Сафронова Наталия Евгеньевна, преподаватель

Братский индустриально-металлургический техникум

Кейс-метод относится к интерактивным методам обучения, которые ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, и на преобладание активности студентов в процессе обучения. Благодаря данному методу, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими студентами. Кейс-метод относится к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений из предыдущего опыта практической деятельности учащихся.

Можно выделить следующие цели и области применения данного метода:

-закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);

-обработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);

-отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;

-экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса.

Конкретная ситуация (или кейс) – это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Проблемное обучение характеризуется тем, что его программа строится не по предметному, а по объектному принципу. В данном случае объектом программы обучения становится ситуация, которую изучают учащиеся.

Преподаватель, кроме обычной подготовки к занятиям, сам тщательно анализирует ситуации, готовит несколько моделей для ее анализа, которые могут быть предложены учащимися. При этом проработанность занятия не должна препятствовать новым вариантам, которые предлагают учащиеся. Преподаватель должен быть готов провести экспертизу предложенных учащимися вариантов решений, отметить их сильные и слабые стороны, трудности реализации и возможные проблемы.

Анализ конкретной ситуации является методом, позволяющим включить учащихся в активную работу по использованию теоретических знаний на практике. При подготовке занятий по анализу практической ситуации преподавателю необходимо много внимания уделять описанию самой ситуации, выделению основных параметров, формулированию проблемы. Кейс должен давать учащимся возможность смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации, уточнению гипотез и проектированию конкретных решений.

Основной целью данной интерактивной технологии является активизация обучаемых. Кейс активизирует интерактивную деятельность участников занятия, развивает их аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальным случаем.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи и формировать метакомпетентности:

-овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

-оперативно принимать решения – «здесь и сейчас»;

-отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т. е. правильно формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;

-наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

-приобретать навыки вербализации, т. е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

-вырабатывать умения осуществлять презентацию, т. е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

-отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;

-развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

-овладевать практическим опытом, извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном процессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

1)кейс должен соответствовать целям обучения;

2)кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искусствен но создаваемая ситуация где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой);

3)задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

4)кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует 
обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

Процедура работы с кейсом состоит в том, что обучаемым, как уже отмечалось, предлагается письменно или устно конкретный случай из практики. Он описывается коротко, обычно в несколько строк, которые необходимо прочитать и проанализировать. Эта информация может быть изложена в документальной форме (например, сообщение) или может представляться при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как показ видеофильма и/или слайдов). После этого группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и дальнейшей детализации. Учебные кейсы легче брать из реальной практики, чем специально придумывать в лабораторных условиях. Например, на занятиях экономики вместо традиционного решения задач, можно предложить студентам в группах определить, как эффективнее провести модернизацию предприятия - закупая станки или автоматизированную линию по производству каких-либо изделий.

Работа над всем предложенным преподавателем материалом может осуществляться как в группе, так и индивидуально, но в жестко ограниченное время, по истечении которого обучаемыми должны быть представлены обоснованные выводы и план действий, мероприятий или варианты решений.

Принципиальное отличие метода кейсов от других интенсивных технологий активизации учебного процесса состоит в том, что здесь превалирует необходимость профессиональной и управленческой компетентности обучаемого. Для большинства рассматриваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных знаний. Эти знания приходят с овладением определенной профессией.

При рассмотрении новой ситуации участники анализа предлагают порой не один, а несколько вариантов ее разрешения, и все варианты могут иметь право на существование, так как к достижению цели можно прийти разными путями. Именно в таком случае можно говорить о наиболее эффективном подходе использования данной технологии. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале. На занятиях менеджмента такой прием можно использовать при изучении и закреплении практически любой темы.

Достоинством метода кейсов является го, что он дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться, не тревожась о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения. Использование метода кейсов в учебной программе помогает дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые необходимо решить группе.

 

Литература

1. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. МГТУ им. Электрон. журн. 2011. № 4. — Режим доступа: http:///item. asp? Id

2. Лебединская, А. Р. Технологии интерактивного обучения./ Труды международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке". / Ростов-на-Дону, 20с.

3. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Информационно-аналитический обзор //.Академия ФСИН России. — Режим доступа: http:///service/omumr/material_int_form. html

 

Оригинал работы:

Кейс-метод как один из методов интерактивного обучения на занятиях менеджмента и экономики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*