Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-ориентированный подход на занятиях при изучении дисциплины «Основы психологии» - практическое исследование особенностей параметров личности обучающихся в их взаимосвязи с учебным процессом

19.06.2018 66 81
Маликова Светлана Анатольевна
Маликова Светлана Анатольевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Личностно-ориентированный подход в современном образовании занимает важное, а на мой взгляд – первостепенное значение в процессе профессионального становления обучающегося.

Создание активной образовательно-воспитательной среды с целью формирования специалистов способных мыслить креативно и мобильно решать профессиональные проблемы, предполагает учёт своеобразия индивидуальности в развитии и саморазвитии, что не возможно без признания обучающегося активным субъектом образовательного процесса.

Целью личностно-ориентированного подхода преподавания дисциплины «Основы психологии» является - повышение продуктивности учебной деятельности и успеваемости в целом. Средства исследования параметров личности: тесты на исследование когнитивных процессов психики.

При проведении сравнения в построении традиционного урока и личностно-ориентированного можно выделить следующие параметры:

традиционный урок имеет цель - дать знания, умения и навыки, а формирование личности становится следствием, как и развитие когнитивных процессов психики (внимание, память, мышление). Центральной фигурой является преподаватель, а обучающийся зачастую занимает пассивную, а порой и отстранённую позицию. Отношения преподавателя и обучающегося субъектно-объектные, где преподаватель требует, а учащийся лавирует и приспосабливается.

Целью личностно-ориентированных занятий является создание условий для заинтересованности обучающимся в собственной деятельности, когда он работает весь урок, а преподаватель ведёт с ним непрерывный диалог, и таким образом, организует учебную деятельность, что бы обучающийся: вёл самостоятельный поиск, опираясь на совместные наработки. Преподаватель объясняет, показывает, намекает, предлагает, советует, подводит к проблеме, сознательно ошибается, а обучающийся становится центральной фигурой процесса, создаваемого преподавателем «ситуации успеха».

Выстраивание отношений «преподаватель-обучающийся» при личностно-ориентированном подходе приобретают характер субъектно-субъектных и, работая со всей группой, преподаватель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование рефлексивного мышления и собственного мнения.

Сравнительный анализ результатов тестов на выявление уровня развития когнитивных психических процессов (внимание, память, мышление) и общей успеваемости обучающихся показал следующие результаты (в сравнении участвует средний балл первой и последней промежуточной аттестации и средний балл выполнения заданий на выявление уровня когнитивных психических процессов.

Итог: закономерное повышение/понижение среднего аттестационного балла и работы психических процессов.

Обучающийся

Средний балл промежуточной аттестации

Средний балл результатов тестов на определение уровня психических процессов (внимание, память, мышление).

1 семестр

5 семестр

1 курс

3 курс

Диденко

4,3

5

1,6 (-,-,+)

3,3 (+,+,-)

Набережнева

4

4,2

1,6 (-,-,+)

3,3 (-,+,+)

Гончаров

4,4

3,9

3,3 (+,+,-)

1,6 (+,-,-)

Кузнецова

3,4

4,2

1,6 (+,-,-)

3,3 (+,+,-)

Смирнов

4

3,5

3,3 (-,+,+)

0 (-,-,-)

Буцаев

4,6

4

5 (+,+,+)

1,6 (-,+,-)

Свиридова

4,3

5

3,3 (+,-,+)

5 (+,+,+)

Выводы: Использование личностно-ориентированного подхода на первый план выдвигается сам обучающийся, его взаимосвязь с преподавателем, психологические особенности каждого – его сильные и слабые стороны, а затем выбираются приёмы, методы и средства педагогического воздействия, что позволяет повысить уровень результативности учебного процесса (средний балл промежуточной аттестации).

 

Оригинал работы:

Личностно-ориентированный подход на занятиях при изучении дисциплины «Основы психологии» - практическое исследование особенностей параметров личности обучающихся в их взаимосвязи с учебным процессом




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*