Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ данной статье рассмотрены основные этапы методического сопровождения деятельности деятельности педагога в инновационном развитии профессионального образования.
Ключевые слова: инновационное обучение, индивидуальный подход, ИКТ и профессиональная компетентность.
На современном этапе развития региона перед профессиональной школой Кемеровской области встаёт задача эффективного кадрового обеспечения основных направлений и видов экономической деятельности в соответствии со стратегическими ориентирами развития Кузбасса. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие устранение непропорциональности на областных рынках труда и образовательных услуг; привести структуру подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования в соответствие с актуальными и перспективными потребностями экономики региона. Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач развития России и Кемеровской области, если оно не будет иметь соответствующего качественного образования. В условиях модернизации системы образования вопрос о качественно новом уровне взаимодействия преподавателя и методической службы приобретает особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, возросшей психологической, информационной, профессионально-инновационной нагрузкой, которую испытывает в настоящий момент преподаватель.
Понятно, что обеспечить качественное образование, воспитание, профессиональное мышление, высокую мобильность и компетентность, ориентированность на созидательный и качественный труд конкурентоспособных выпускников, должны педагоги, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, владеющие глубокими педагогическими, психологическими, методическими знаниями и умениями, умело использующие различные способы профессионально-педагогической деятельности для творческого решения поставленных задач. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. А это качественно меняет содержание и виды деятельности методической службы учреждения СПО [1].
Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Следствием этого является возрастание роли методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально - педагогической деятельности. При этом речь идёт о такой форме помощи (на всем цикле инновационной деятельности), в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за личностный выбор варианта решения актуальной проблемы [3].
Основные направления работы методической службы Новокузнецкого строительного техникума:
- формы и методы обучения, обеспечивающие развитие мыслительной активности студентов (формы и методы проблемного обучения);
- формы и методы обучения, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности (формы и методы самостоятельной работы студентов);
- формы и методы обучения, обеспечивающие овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы и методы практического обучения);
- пути индивидуализации обучения;
- разработку дидактических материалов.
Цели, задачи и содержание методической службы в учебном заведении находятся в прямой зависимости от ее форм, которые определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации службы, либо обрекают ее на провал. Методическая деятельность техникума ведется как через коллективные, так и индивидуальные формы работы.
Формы организации методической работы в техникуме динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; уровень педагогической культуры педагогов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально - деятельностных показателей; морально-психологический климат в коллективе, материально-технические возможности организации методической работы; изучение внутритехникумовского педагогического опыта, инновационная открытость и активность преподавателей, уровень профессиональной готовности руководителей к осуществлению методической работы [2].
В техникуме сформирован квалифицированный состав педагогов, имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального образования. Внутри ОУ успешно действует система повышения квалификации посредством проведения различных занятий с преподавателями, мастерами производственного обучения, проведения конференций и семинаров различного уровня. За последние три года повысили квалификацию 87% педагогического коллектива по различным направлениям.
Важным
показателем развития профессиональной компетентности педагогов техникума мы
считаем повышение уровня заинтересованности педагогических работников в
творчестве, инновациях. Как результат, ежегодно
преподаватели техникума становятся лауреатами, дипломантами и финалистами
областных и всероссийских конкурсов.
НСТ является методическим центром для учреждений среднего профессионального образования юга Кузбасса. Это предопределило проведение на базе техникума многочисленных семинаров, конференций, мастер - классов городских, областных и межрегионального уровней, где изучался опыт техникума по проблемам создания системы управления образовательным процессом, подготовки специалистов строительной отрасли, по организации работы библиотек, по методическому сопровождению образовательного процесса и др.
Происходит развитие горизонтальных и
вертикальных связей с образовательными учреждениями Кемеровской области. На
базе ФГОУ СПО НСТ происходит подготовка и переподготовка сотрудников других
образовательных учреждений, как в плане использования современного
оборудования, так и в плане повышения методического обеспечения и распространения
накопленного опыта.
В педагогической теории предлагаются различные критерии эффективности методической работы, но нам ближе всего в этом вопросе подход того же Поташника, который предупреждает, что напрямую с успеваемостью обучающихся оценивать эффективность нельзя, необходимо смотреть, как изменились сами кадры, стали ли они «давать сладкие крупные плоды».
Если представить методическую деятельность через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Форма – Результат,
то о качестве результата можно говорить лишь при правильности выбора цели, содержания и формы. Но сами по себе идеальные цели, содержание и формы не дадут эффекта, если не замотивировать коллектив на методическую деятельность, профессиональное развитие [1].
Формирование заказа на методические услуги посредством педагогической диагностики, дальнейшее обеспечение реализации профессиональных потребностей преподавателей диктуют не только иной подход к построению и содержанию методической работы в целом, но и способствуют ее результативности.
Итак, для качественного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми качествами, условия, для развития которых успешно создает методическая служба.
Литература.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.