Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-исследовательская работа: "Некоторые аспекты конфликта в высшем учебном заведении"

18.06.2018 484 758
Пивоварова Ольга Павловна
Пивоварова Ольга Павловна, доцент

Малышкина Алла Юрьевна
Малышкина Алла Юрьевна, студент

Шелуханова Татьяна Владимировна
Шелуханова Татьяна Владимировна, студент

Камилова Рада Магомедовна
Камилова Рада Магомедовна, студент

Южно-Уральский технологический университет

Проблема межличностного конфликта – многоаспектная тема, которая не перестает быть актуальной в различных сферах деятельности и жизнедеятельности в целом.

Среда вуза не является в данном случае исключением: поскольку в высшем учебном заведении взаимодействую субъекты с разными социальными статусами, следовательно, с различным набором ролей. Возрастное разнообразие студенческого и педагогического коллектива, гендерные различия и первого, и второго; различие функционала обучающей и обучаемой стороны, а также законных представителей плательщика - родителей обучаемых, прерывность процесса с различной нагрузкой на педагогический коллектив и студентов (сессионный период, каникулярное время), взаимодействие с «внешним миром» (различного рода учебные и производственные практики, внеучебная (с воспитательной составляющей) деятельность представителей вуза) – все эти факторы требуют не только распознания конфликта в его зародыше, но и своевременного его предупреждения.

Конечная цель вуза – предоставление обществу человека, гражданина и специалиста, гражданская позиция которого полностью сформирована, а в арсенале средств – способность решать профессиональные вопросы максимально эффективно, с минимальными рисками и своевременным предупреждением конфликтных ситуаций. При этом конфликт рассматривается и как составляющая современного рынка деловых отношений в различных сферах.

Актуальность изучения конфликтов в деятельности вуза несомненна – нововведения в сфере высшего образования требуют новых решений. На сегодняшний день подробно не освещена многоаспектная проблематика конфликта в вузе, интересным остается определение роли эмоционального фактора, возникающего в процессе конфликта и сопровождающего его. Недостаточное количество экспериментальных исследований по изучению конфликтов в вузах.

Большое внимание уделяется конфликтным ситуациям, возникающим в школе между учителем и учеником, однако исследования, которые проводятся в вузах на выявление особенностей конфликта между преподавателем и студентов крайне недостаточно. Следует учитывать, что эта область образования имеет определенную специфику и, к сожалению, «результаты», которые были получены в средней школе, не всегда применимы к ней.

Исходя из анализа работ, написанных А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым, можно сделать вывод о том, что педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Именно поэтому межличностные конфликты вида преподаватель – студент имеют специфические особенности.

Н.И. Леонов отмечает, что актуальная проблема педагогического конфликта рассматривается наиболее часто экспертами через категорию «отношений».

Можно выделить два основных подхода к изучению педагогических конфликтов. Основанием одного является передача опыта преодоления конфликтов педагогами, описывающими успешные разрешения конфликтных ситуаций, однако при этом отсутствует закономерность возникновения динамики конфликтов. Второй же подход проводит анализ общих закономерностей возникновения, предупреждения столкновения сторон, возможных способов разрешения сложившихся конфликтных ситуаций.

Если говорить в общем о педагогическом процессе, то в нем уже можно увидеть тенденцию присутствующей «конфликтогенности», как отмечают ученые. Это зависит от целого ряда факторов.

Первой характеристикой педагогического процесса является ролевая и позиционная асимметрия его участников, по словам Э.И. Кришбаума. Данную характеристику можно наблюдать в проявлении различной реализации преподавателя и ученика при нахождении в единой системе общественных отношений: так, для преподавателя профессиональным видом деятельности выступает педагогический процесс, а для ученика – учебная деятельность.

Второй особенностью является различие в ролях: одна же категория является носителем социального значимого опыта, ценных качеств, другая категория уже заведомо закрепляет роль реципиента этого опыта.

Помимо существующих ролевых асимметрий, отличия между преподавателем и студентом обуславливаются наличием принадлежности к различным субкультурам, а также психофизиологическими особенностями, в силу разного возраста.

Учитывая фактор нормативных ожиданий, ввиду разных возрастных групп, следует предполагать, что при возникновении наиболее распространенных конфликтов, причины будут различаться. Нормативные ожидания, присущие определенному возрасту, будут являться основополаганием к нарушению данных ожиданий, вследствие причиной вызванного конфликта.

Целью исследования является выявление возможных причин для возникновения конфликтных ситуаций в диаде преподаватель-студент.

Для получения интересующих результатов было проведено исследование при помощи анкетирования. Анкета состояла из 3 вопросов, на которые ответило 120 студентов в возрасте 18-22 лет.

С целью выявления наличия конфликтных ситуаций между преподавателями и студентами, последним был задан следующий вопрос: «Участвовали ли Вы в конфликтных ситуациях с преподавателями?». Опрос показал, что 61% никогда не вступали в конфликты с преподавателями, 11% затрудняются ответить, 18% указали, что данная ситуация возникала.

Второй целью исследования являлось выяснить, были ли студенты, которые наблюдали указанные конфликты со стороны, поэтому следующий вопрос звучал так: «Являлись ли Вы свидетелем конфликтных ситуаций между студентами и преподавателями?». 96% респондентов ответили, что были свидетелями конфликтов и лишь 4% не наблюдали конфликтных ситуаций.

Последний вопрос был задан для определения распространенных причин возникновения конфликтных ситуаций по линии преподаватель-студент. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

Причины возникновения конфликтов между преподавателем и студентом

Количество студентов, выбравших ответ в процентах от общего числа респондентов

Несправедливость оценивания знаний студента

39,2

Завышенные требования преподавателя

20,8

Пренебрежительное отношение преподавателя

9,2

Необоснованные упреки и обвинения преподавателя

9,2

Излишняя эмоциональность характера преподавателя

6,7

Личная неприязнь преподавателя

4,1

Непонятное изложение материала преподавателем

3,3

Систематическое непосещение занятий студентом

1,7

Плохая успеваемость студента

1,7

Свой ответ

4,1

По итогам исследования была создана классификация видов конфликтов, в состав которой входят две группы – конфликты, причиной возникновения которых стала учебная деятельность и конфликты, поводом для которых являются эмоциональные источники сторон. Первая группа в свою очередь включает в себя следующие подгруппы: 1) конфликты дисциплинарного характера, 2) конфликты, связанные с недостаточной методической базой, 3) конфликты, связанные с недостаточной довузовской подготовкой студента, 4) конфликты, связанные с коррупционной составляющей.


Оригинал работы:

Научно-исследовательская работа: "Некоторые аспекты конфликта в высшем учебном заведении"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*