Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мастер-класс «Тренинг как технология психологического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении профессионального образования»

22.11.2012 2623 7050
Старикова Галина Александровна
Старикова Галина Александровна, педагог-психолог

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Есть много методов обучения педагогов.

 Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты.

 

Деятельность педагога современного колледжа отличается изобилием физических и нервно-психических нагрузок. Действительно, условия работы педагогов далеко не комфортные. Имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора обучающихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. Конкурс профессионального мастерства педагогов представляет собой одну из таких трудностей, это не только испытание в профессии, но и психологическое испытание, период подведения итогов личных и профессиональных достижений; один из ярких жизненных моментов, позволяющих человеку открыть в себе новые возможности самосовершенствования.


Для конкурса характерно погружение в ситуации оценивания, сравнения, критики, четко установленной регламентации, что требует от человека гибкости, ответственности, высокой работоспособности, самоорганизации, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Не каждый конкурсант может самостоятельно с этим справиться.


В колледже конкурсы педагогического мастерства проводятся ежегодно, и с каждым годом численность участников растет, а победители этих конкурсов отстаивают честь учебного заведения в крае (примеры). Для организаторов и участников стало очевидным, что во время испытания многие конкурсанты переживают сильный стресс, длительно пребывают в волнении, беспокойстве, тревоге, проявляют острые эмоциональные и соматические реакции. Кульминационным и наиболее фрустрирующим моментом чаще всего становятся этапы отбора в следующий тур. Появляются участники, психологически не готовые принять «поражение», а порой и признание, им трудно мобилизоваться и конструктивно действовать далее. Разочарование, неоправданные надежды зачастую приводят в дальнейшем к снижению самооценки педагогов в профессиональной и личностной сфере.


Все это актуализировало необходимость в организации психологического сопровождения участников до, во время и после профессионального испытания. Для эффективности данного процесса была создана образовательная программа «Психологическая готовность педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства».

 

Цель программы: формирование у педагогов психологических компетенций, необходимых для участия в конкурсах профессионального мастерства.


Задачи:

• осознание мотивационной позиции педагогов по отношению к участию в конкурсе профессионального мастерства;

• формирование навыков самопрезентации и творческого самовыражения;

• формирование навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;

• овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;

• осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;

• формирование навыка осознанного обращения к ресурсам в неожиданной, стрессовой ситуации, ситуациях оценивания и критики;

• развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Особенность программы и логика построения занятий предоставляют возможность:

• исследовать процесс коммуникации с помощью различных методов психодиагностики личностных и профессиональных качеств (наблюдение, проективный метод, анализ);

• осознать свою индивидуальность, конкурентоспособность, стрессоустойчивость; уровень мотивации достижений в процессе группового взаимодействия (ролевые игры, упражнения);

• овладеть элементарными навыками психологической саморегуляции посредством изучения приемов дыхательных и голосовых техник, визуализаций, творческого самовыражения и др.


Формы обучения:семинар-тренинг, мини-лекция, психодиагностика, самоанализ, психологические игры и упражнения, медитации, арт-терапевтические методы, темы для самостоятельного изучения и практики. Особая роль среди психологических методов принадлежит методу социально-психологического тренинга, где слушатели имеют возможность выработать алгоритм поведения в разных проблемных ситуациях.


С 2002 года данная программа ежегодно успешно реализуется и совершенствуется в нашем городе.


Итак, психологическое сопровождение конкурсантов осуществляется нами в три этапа.


1-й этап. Подготовительный

На данном этапе будущие участники впервые встречаются на семинаре-тренинге «Профессиональный конкурс в моей жизни». Психологи-тренеры создают в группах благоприятную психологическую атмосферу, условия для осознания мотивов участия в профессиональном конкурсе.

В программу семинара-тренинга включаются упражнения на групповое сплочение, развитие навыков самопрезентации, саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием, управления эмоциональным состоянием других людей; на осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний. Особенно значимым этапом работы тренинга, по мнению многих участников, является тренировка навыков публичного выступления и уверенного поведения на сцене.

В рамках подготовительного этапа педагоги также встречаются с победителями конкурсов прошлых лет, посещают их открытые мероприятия, анализируют видеоматериалы (уроки, занятия, мастер-классы и пр.).


2-й этап. Основной

За неделю до начала конкурса проводится психологический тренинг «За несколько часов до…». В результате работы, цель которой — определение психологической готовности участников к конкурсу, тренерами выявляются наиболее эффективные профессиональные и личностные ресурсы участников и актуализируется возможность обращения к ним в ходе конкурса; прорабатывается этап психологической готовности конкурсантов к каждому конкурсному мероприятию; формируется запрос на оказание индивидуального психологического сопровождения в ходе последующих конкурсных мероприятий. Каждый из участников обозначает для себя ценностную значимость конкурса.

И здесь, как правило, проявляются конкурентоспособность участников, мотивация к победе, проявление сильных личностных качеств.

На этом же этапе осуществляется психологическое сопровождение участников в течение конкурса: перед конкурсными мероприятиями («Визитка», «Представление опыта работы», «Открытое занятие», «Мастер-класс») — с целью нормализации возбужденного психоэмоционального состояния с элементами страха, улучшения самоорганизации и повышения уверенности; во время конкурсных мероприятий — с целью оказания психологической поддержки; после конкурсных мероприятий — с целью снятия депрессивных, истерических и ипохондрических состояний.

Такого рода индивидуальное сопровождение необходимо, оно придает конкурсантам уверенность, дает ощущение спокойствия, так необходимое в волнующие моменты конкурса.

На наш взгляд, очень важно после оглашения результатов каждого тура провести рефлексию и самоанализ, организовать пространство для проработки острых чувств (отчаяния, грусти, сожаления, освобождения, радости, усталости и др.), диагностику стрессовых расстройств отдельных участников и профилактику психосоматических проявлений и состояний (депрессий, заболеваний и т.д.). Это позволяет мобилизовать ресурсы участников, обеспечить их информацией и сформулировать планы на будущее. Особенно важным этот этап является для финалистов, которые получат психологическую поддержку от команды конкурсантов.


3-й этап. Заключительный

После окончания конкурса проводится рефлексивный тренинг по теме «Конкурс — начало нового этапа в профессиональной и личной жизни»,целью которого является получение обратной связи, присвоение опыта участия в конкурсе каждым конкурсантом, определение стратегий личностного и профессионального рста с учетом полученного опыта.

Психологическое сопровождение конкурсантов осуществляют психологи высшей квалификационной категории, имеющие специальное послевузовское образование по специализации «психологическое консультирование», имеющие многолетний опыт работы в этом направлении, участники, дипломанты и победители конкурсов профессионального мастерства.

Таким образом, психологическое сопровождение участников конкурса - это один из важных, на наш взгляд, организационных компонентов, обеспечивающий формирование эмоциональной устойчивости педагога, способствующий профилактике эмоционального стресса, коррекции поведения учителя во фрустрирующих ситуациях, созданию условий для максимального раскрытия личностного, профессионального потенциала и повышения компетентности конкурсантов.

Участники, определяя на заключительном тренинге ценностную значимость конкурса, отмечают целесообразность и необходимость профессионального психологического сопровождения, которое позволяет принять и осознать конкурс как событие, открывающее новые личностные смыслы в профессии и жизни.

Очень часто конкурсанты говорят, что есть жизнь до и после конкурса и если бы подготовку и участие в конкурсе можно было назвать книгой, то получилась бы великолепная коллекция из серии «Жизнь замечательных учителей», где появились бы книги с названиями «На пути к успеху», «Помоги себе сам», «Полет и обретение», «Совершенствование себя», «Энциклопедия педагогических возможностей» и многие другие

 

«ДЕРЕВО УСПЕХА» - тренинговое занятие для педагогов, участников конкурса профессионального мастерства.

Цель: развить чувство уверенности, навык сотрудничества и сплоченности, актуализировать знания о приемах саморегуляции.

Регламент:1 час.

Форма проведения: семинар-тренинг с использованием групповой формы организации деятельности.

Участники: педагоги-психологи, социальные педагоги.

Обеспечение:информационные материалы по теме семинара-тренинга; демонстрационная доска; ватман, листы бумаги, ручки, фломастеры; компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Знакомство-представление

 

Каждый участник рассказывает о себе, представляет себя в общем круге (откуда приехал, как зовут, какой предмет преподает, положительную черту своего характера, которая помогает добиться успеха в работе).

Ведущий. Сейчас вы начнете спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам надо будет реагировать на разнообразные задания. Постройтесь по педагогическому стажу; распределитесь по кафедрам; по стилю обучения.

 

2. Упражнение «Заверши фразу»

 

Ведущий. Закончите любые три предложения. (Раздать каждому предложения.)

• Я доверяю людям, которые…

• Самая большая радость для меня — это…

• Я люблю, когда…

• Мне помогает в работе то, что…

• Я горжусь тем, что…

• Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

• Думаю, что самое важное для меня…

• Если я волнуюсь, то я…

• Мне особенно приятно…

• Человек, которому я могу доверять…

• Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…

• Мои любимые ученики…

• Самое большое достижение в моей жизни…

• Я ценю в людях…

• Я чувствую себя уверенно, когда…

• Человек считается успешным, если…

• Я победил (а), и сейчас я...

• Как победителя, меня...

• Больше всего в учителях мне нравится то, что…

• Я учитель, и это хорошо...

 

3. Упражнение «Я возьму с собой…»

 

Цель: тренировка быстрого и уверенного реагирования на нестандартную ситуацию.

Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, на телепрограмму, на конкурс «Евровидение»). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

 

4. Упражнение «Театр-экспромт»


Цель:  развитие креативности, способности свободно владеть собой.

Инструкция: Вначале распределяются роли: Ведущий, Ветер, Цыган, Конь, 3 Дерева, Воробей, Пес, Хозяин, Хозяйка.

Ведущий объясняет, что участники должны изобразить сцену, которую он опишет. Вначале все участники слушают, а затем изображают.

«Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается Цыган, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то сниться, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него устраивается на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один глаз, то другой. На улице на привязи спит Пес. Деревья шумят, из-за шума неслышно, как Цыган пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку. Воробей тревожно зачирикал.  Пес отчаянно залаял. Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, запричитала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведет в стойло Коня. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят. Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня и бросает ему сено. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаиваются. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!» - 10 мин.


Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю»

Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.


Ведущий. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.    Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.

Вам пора возвращаться. Вот вы опять на скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту — какой-нибудь жест — и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.


Ведущему: читать текст нужно медленно, можно сопровождать упражнение музыкой. После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
  3. Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г
  4. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика мета индивидуальности учителя. Пермь, 2002.
  5. Форманюк Т.В. Синдром профессионального выгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994.№6
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 2009



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*