Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональной толерантности у студентов

14.06.2018 849 1507
Галлямова Людмила Васильевна
Галлямова Людмила Васильевна, преподаватель

Нижнекамский агропромышленный колледж

Известно, что в современном мире специалист должен обладать гибкостью мышления, высокими адаптативными свойствами, так как спектр задач, с которыми он работает, часто шире того, к чему готовит профессионала система образования. Более того, взаимопроникновение и взаимозависимость отраслей экономики обусловливает наличие помимо основного нескольких дополнительных объектов профессио-нальной деятельности специалиста. Так, трудно найти в современном обществе специальность, не требующую умения обращаться с техническими средствами. Однако техника как объект профессионально - предметной среды для специалиста гуманитарного профиля будет вторична. Напротив, для инженера это будет основной объект профессиональной деятельности, что не исключает существования для таких профессий вторичных объектов (природа, знак). Во-первых, для большинства технических специалистов объектом профессионально-предметной среды будет техника. Случаи интолерантности к технике типичны как для людей, связанных с ней по роду деятельности, так и для неспециалистов. Быстрое развитие новых технологий сильно усложняет процессы повышения квалификации и переобучения специалистов. Следовательно, высокая толерантность и как следствие — способность быстрой адаптации к объекту профессиональной деятельности «техника» — могла бы сыграть роль промежу - точного звена между плановыми курсами повышения квалификации. Во-вторых, для специалистов в области ряда естественных наук (географы, геологи, биологи и др.) объектом профессиональной деятельности является природа. Здесь сам выбор профессии предполагает высокую толерантность к объекту профессиональной деятельности. В самом деле, трудно представить себе хорошего ветеринара, агронома или овощевода, который не любил бы живую природу. Однако и в деятельности хороших специалистов этого типа профессий возможны «непредвиденные» ситуации, ставящие в тупик и профессионала. В-третьих, специалисты в области гуманитарных наук, социальной сферы, сферы обслуживания сталкиваются в профессиональной деятельности с другими людьми. Отношения толерантности/интолерантности в профессиональной деятельности между человеком как субъектом и человеком как объектом описаны и изучены в научной литературе наиболее полно. Толерантность для специалистов этого типа профессий, бесспорно, является ключевым профессионально важным качеством. Отсутствие толерантности ведет в этой сфере к образованию внешних конфликтов. В-четвертых, в поле деятельности ряда специалистов (переводчики, лингвисты, маркетологи, рекламные агенты, программисты и пр.) входят задачи по интерпретации символов, кодированию и декодированию понятий. В данном случае объектом профессиональной деятельности становится знак как герменевтическая сущность. В частности, эти специалисты работают с естественными и искусственными языками, символами, цифрами, формулами и т. д. Всё вышеперечисленное — продукт человеческого интеллекта, поэтому наша схема редуцируется в тип отношении «человек — человек». Так, при изучении иностранного языка будущий переводчик сталкивается с чуждым ему мышлением, с иной картиной мира, что может отрицательно сказаться на качестве его работы. Специалисты этого типа должны быть толерантны и к знаковой системе (необязательно продуктам чуждого мышления), и к людям (например, потенциальным заказчикам). Неразрешенный внутренний конфликт при отсутствии навыков понимания знаковой системы может породить внешний конфликт при столкновении с представителями другой культуры.

В тех профессиях, где в качестве объекта выступает техника, безусловно можно сослаться на упомянутые нами выше особенности профессиональной толерантности у людей профессий типа «человек — техника». Как показано выше, профессиональная толерантность не только существует, но и жизненно необходима для любого специалиста. Объект профессиональной деятельности имеет непосредственное отношение к тому, какую специфику приобретает профессиональная толерантность для каждой отдельной профессии. Важно и необходимо в рамках теории и методики профессионального образования вывести понятие толерантности из поля отношений только по типу «человек — человек», хотя надо признать, что это обладает первостепенной важностью. Толерантность — не только и не столько отсутствие или положительное разрешение внешнего конфликта, прежде всего, это внутренний конфликт, причиной которого могут быть не только межличностные отношения. Широкий, комплексный подход к изучению профес-сиональной толерантности позволит перевести рассмотрение проблемы формирования толерантности специалиста на более высокий тео-ретический уровень и приступить к созданию универсальной педаго-гической технологии формирования толерантности специалиста.

В процессе обучения в вузах и сузах в современных педагогических технологиях закладываются большие потенциальные возможности для формирования и развития прфессиональных знаний, умений и навыков. В свою очередь эффективность обучающего процесса зависит от форм и методов подачи и освоения учебного материала. Сегодня активными принято считать методы, которые позволяют студентам, прежде всего:

- формулировать свое мнение и уметь его аргументировать;

- учиться слушать и слышать другого участника дискуссии;

- обогащать свой социальный опыт путем переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал;

- активно и самостоятельно работать;

- критически мыслить;

- проявлять свою индивидуальность;

- решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств;

- участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для достижения этих целей в процессе обучения используются традиционные методы обучения в совокупности с нетрадиционными: индивидуальная, парная и групповая работа, метод «мозгового штурма», метод проектов, дискуссии, ролевые и деловые игры. Ролевая игра позволяет учитывать индивидуальные особенности студентов, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотива к ознакомлению с культурой другого народа. Традиции, обычаи, исторические факты - это лишь некоторые аспекты, которые могут быть освящены в ходе беседы. При этом, обучаемый выступает не только в роли потребителя информации об иной культуре, но и в роли транслятора культуры собственной. Вживаясь в различные роли, студенты овладевают способностью к эмпатии, что особенно важно при формировании ценностного отношения к культуре другого народа.

Если в рамках средней школы возможно овладение лишь основами иноязычного межкультурного общения в единстве его компонентов в определенных государственным стандартом пределах, то среди требований, предъявляемых к выпускнику вуза и суза, одним из важнейших на современном этапе является владение им знаниями и умениями, необходимыми для выполнения роли субъекта диалога культур. Иными словами, целью образования становится не просто формирование знаний и умений, а определенных качеств личности и способностей, например, способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, критически мыслить.

 

Список использованных источников

1. Культура толерантности: опыт дипломатии для решения современных

управленческих проблем: Учеб. пособие / Г.К. Ашин, Г.И. Волкова, B.C. Глаголев и др.; Под ред. И.Г. Тюлина. М., 2004. М.Е. Орехов — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, morekhov@yahoo. com

2.Профессиональная толерантность и субъектно-объектные отношения в

деятельности специалиста. Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика». Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». Серия: Филология, педагогика, психология.2007 г. М.Е. Орехов

3. Айнштейн В.Г. Мотивирующие факторы в подготовке инженеров //Высшее образование в России. 1993.- №2. С.96-98.

 

Оригинал работы:

Формирование профессиональной толерантности у студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*