Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Модель переноса знаний» как активатор познавательной деятельности обучающихся колледжа

09.06.2018 69 81
Рыбалкина Яна Фёдоровна
Рыбалкина Яна Фёдоровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Цель данной статьи – показать, как можно использовать старые знания для приобретения новых с применением обучения с переносом знаний. В работе описаны четыре фактора, способствующие переносу знаний (сходство, ассоциации, степень первоначальной учебной подготовки, ключевые свойства).

Перенос-это один из самых действенных принципов обучения. Перенос представляет собой процесс воздействия прежних знаний на приобретение новых знаний. Перенос-это основа всякой творческой деятельности, решения проблем и принятия адекватных решений. Помимо этих важных функций, перенос обладает еще одним важным свойством: он резко сокращает или уменьшает время, затрагиваемое на изучение новых сведений.

Перенос позволяет точнее предсказывать скорость изучения нового материала. Например, студент упорно штудирует инструкцию по эксплуатации автомобилей, то и дело заглядывая под капот и перебирая части двигателя. Когда через несколько занятий на уроке будет изучаться система карбюратора автомобиля, то этот студент вполне успешно справится с новой темой, даже если у него недостаточно высокий коэффициент умственного развития. Именно так Эдисон, Микеланджело и американские астронавты накапливали большой объем знаний и навыков, чтобы затем перенести их в свою деятельность. Конечно, способности играли немалую роль в их успехе, но другие люди с такими же способностями не могли добиться тех же результатов, поскольку у них не было багажа знаний, необходимых для переноса в ту сферу, где они бы смогли добиться высоких достижений. Процесс переноса старых знаний не всегда имеет позитивный характер. Прежняя информация может помешать приобретению новых сведений, вызвать путаницу и ошибки. Например, как известно, все чертежи должны выполняться по ГОСТу. Невыполнение чертежей по стандарту влияет на оценку и на качество знаний студента. Государственные стандартыпериодически обновляются, корректируются. Студенты колледжа, когда были учащимися в школе, при изучении темы «Сечение. Разрезы» подчеркивали надпись А-А, Б-Б, сопровождающую разрез.По новым стандартам эта надпись не должна подчеркиваться. При выполнении чертежа с поворотом раньше писали слово «повернуто», а по измененным стандартам пишется только знак .

Чтобы использовать стремление к учебе, заложенное в позитивном переносе, и свести к минимуму вмешательство негативного переноса, важно определить факторы, стимулирующие перенос, и целенаправленно водить в преподавательскую работу те из них, которые облегчат обучающимся усвоение знаний и приобретение навыков. При этом стараться исключить или хотя бы свести к минимуму те факторы, которые будут мешать учебе.

Выражаясь графическими категориями, отметим, что мы в состоянии влиять только на настоящее, но в этом настоящем можно «зацепиться» за прошлые знания и «подтянуть» их для лучшего усвоения нового учебного материала.

В то же время мы стремимся «отрезать» прошлые знания, когда хотим избежать влияния негативного переноса. На занятиях мы стараемся увеличить позитивный перенос имеющихся знаний на будущие ситуации, где это уместно, и уменьшать негативный перенос в будущее, когда такая связь кажется неуместной

Перенос можно облегчить с помощью четырех факторов. Ни один из них нельзя выделить, и чаще всего они сочетаются друг с другом. Ознакомившись с ними, можно расширить использование позитивного переноса и предельно уменьшить негативный перенос в процессе учебы. Рассмотрим первый фактор «сходство», способствующий переносу знаний.

Когда у двух изучаемых сведений есть элемент или элементы, которые кажутся сходными тому, кто их изучает, есть большая вероятность, что одно сведение будет перенесено в другое. Сходство может быть замечено: 1) в окружающей обстановке, 2) в образе мышления и ощущений изучающего или 3) в используемой методологии подхода или изучения. Примером сходства окружающей обстановки может быть случай, когда студент, научившийся пользоваться справочником по машиностроительному черчению на занятиях по инженерной графике на 2 курсе, применяет затем эти навыки при выполнении курсового проекта по ТО на 3 курсе и при дипломном проектировании на 4 курсе. Студенты переносят прежние способы мышления на материал, изучаемый в аудитории. Когда изучаемая тема требует совершенно иного образ мышления, например, перехода от аналитического к философскому мышлению, от конкретного мышления к абстрактному, от поиска одного правильного ответа к нескольким ответам, от одной формы языкового изложения к другой, может получиться негативный перенос из-за сходства понятий «изучать курс», «писать работы», «сидеть в аудитории», «получать отметки».Старый образ мышления и ощущения переносятся в новую деятельность и в результате могут ей помешать.

Если сходство побуждает к негативному переносу, мы стараемся держать раздельно две сферы знаний. Не следует учить «широту» и «долготу» в один день. Когда студенты путают два разных материала, надо выделить разницу между ним. Например, тему «Разрезы» и «Сечения» не следует изучать в один день, так как  в определении этих понятий и в обозначениях много общего.

Рассмотрим второй фактор − «ассоциации», способствующий переносу знаний, Всякий раз, когда происходят одновременно два события, действия или чувства, их можно ассоциировать, «связать» или «спаять» вместе, в результате чего присутствие одного сразу напоминает о другом. За словом «пунктирная» следует «линия». Слово «война» вызывает чувство протеста, т.е. «это не должно повториться». Когда говорят «Павлов», вспоминается его собака. Эта связь особенно сильна в чувствах, которые ассоциируются с концепциями и средой. Например, что чувствует студент при упоминании таких понятий как «контрольная работа», «государственные экзамены»? Поскольку эти ассоциации обладают такой силой переноса, мы, преподаватели, стремимся увязать наши учебные материалы и работу на занятиях с чувствами студентов: их интересами, знаниями и стремлением к успеху, чтобы, встретившись с этим в будущем, они испытывали чувство гордости: «Я знаю эту область, и она мне по-настоящему нравится». Имитация является одним из средств, повышающих восприятие учащимися сходства и связи между определенными действиями и ключевыми моментами во внешнем окружении. На противопожарных тренировках отрабатывают известный звуковой сигнал, который должен восприниматься независимо от других различных факторов окружающей среды, и откликом него должна быть организованная эвакуация. Мы ждем от студентов применения в будущем полученных навыкови информации, поэтому имитация этих ситуаций (собеседования, эксперименты, экзамены, проблемные ситуации) повысит вероятность того, что те знания, которые мы даем на уроках, будут правильно перенесены в будущую деятельность студентов.

Рассмотрим третий фактор, способствующий переносу знаний, − «степень первоначальной учебной подготовки». Хорошо выученный материал легче перенести в будущем, чем плохо или недостаточно усвоенные сведения и навыки. Ясно, что студент, слабо понимающий научный процесс, не сможет удовлетворительно провести исследование. Молодой инструктор, начинающий работать в конструкторском бюро в качестве чертежника не сможет самостоятельно выполнить проект какого-либо объекта. Этот бывший студент еще не получил достаточно высокую степень подготовки, чтобы переносить свое умение на гарантированно предсказуемом уровне в свои будущие достижения. Хотя стремление к нужном уровню учебной подготовки является непосредственной обязанностью обучающегося, преподаватель должен способствовать его успеху- это не первейшая задача. Чтобы использовать их для позитивного переноса, и мы сможем выделить различия, когда перенос не желателен. Благодаря эффективному, артистическому преподаванию студентымогут искренне увлечься вашим предметом; с нимбудет ассоциироваться успех в их сознании, и в результате они достигнут более высоких показателей в учебе. И все-таки, существуют не зависящие от преподавателя факторы, которые влияют на восприятиесходства, мыслительные ассоциации и степень обучаемости. Бывает, что студент замечает на нашем уроке какой-то элемент, напоминающий ему о прошлых трудностях. Неудовлетворительная учеба может объясниться также отсутствием усилий, недостаточным старанием либо низкими способностями.

Существует еще один, четвертый фактор, способствующий позитивному переносу и находящийся под нашим полным контролем. Речь идет об идентификации ключевого свойства, определяющего суть темы и, в результате, значительно облегчающего правильные перенос имеющихся знаний в будущие ситуации, где они могут быть использованы с максимальной пользой.

Ключевые свойства − это такие свойства, которые определяют одну вещь от другой. Например, ключевое свойство темы «Разрезы» заключается в том, что на разрезе показывают то, что находится за секущей плоскостью. Зная это свойство, студенты при выполнении эскизов деталей, которые они видят впервые, безошибочно правильно выполнят разрез незнакомой детали.

Преимущество ключевого свойства заключается в том, что его можно применять в любой новой ситуации, подтверждая или отрицая тем самым соответствие предыдущего знания этой новой, ранее никогда не встречавшейся ситуации. Такое применение можно назвать стартовой площадкой для решения задачи, принятия решений или творческой инициативы.

Хотя можно поощрять студентов к самостоятельному поиску ключевых свойств, большую часть учебного времени преподаватель должен посвящатьобучению их этим свойствам и помогать им открыватьподобные свойства в новых ситуациях. Для обучения ключевому свойству надо придерживаться следующих правил:

  1. Установить свойство, которое определяет изучаемый объект, хотя это не всегда легко, а порой невозможно. Например, какое свойство отличает исследователя от завоевателя, первопроходца, правонарушителя или просто от шумного человека? Общими свойствами могут быть любознательность, инициативность, отвага, сила духа, упорство, но определяющие свойства не они, а другие:1) проникновение в ранее неизвестную этому исследователю область с 2)применением действий, поощряемых обществом, в котором он живет и с 3)главной целью - получение информации. Эти три ключевых свойства исключают завоевателей (чья главная цель- завоевание), потерявшихся людей (главная цель которых – найти дорогу домой), правонарушителей и шумных людей (их действия не поощряются обществом).
  2. Давать простые и ясные примеры.

Преподавателю необходимо заранее тщательно подбирать примеры. Не всегда студенты могут самостоятельно правильно привести примеры, если их просит преподаватель.

«Колумб был исследователем, потому что он искал информацию – хотел знать, прибудет ли корабль с востока, если плыть на запад, и еще потому, что общество одобряло его путешествие».

  1. Проводить более сложные примеры.
  2. Студенты сочиняют примеры. На данном этапе студенты должны уметь переносить свои знания в сферу составления примеров как удовлетворяющих, так и не удовлетворяющих критериям, установленных ключевыми свойствами. Этот процесс должен повысить вероятность того, что в будущем они смогут переносить отличительные качества, навыки, концепции и правила в свои новые знания, в решение задач, в принятие решений и в любую творческую сферу.
  3. Показать границы ключевого свойства. Огорчительные исключения из правил, обобщений, категорий и ключевых определений возникают именно в тот момент, когда мы думаем, что «теперь все понятно». Ключевое свойство «полного понимания» состоит, фактически, в признании того непреложного факта, что познание только началось, что ест еще много пока неведомых вещей

Используя на своих занятиях знания по вышеизложенному материалу значительно повысит эффективность преподавательской работы и поможет студентам достичь более высокого уровня знаний.

 

Оригинал работы:

«Модель переноса знаний» как активатор познавательной деятельности обучающихся колледжа




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*