Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка конспекта урока по теме: «Графические приемы изображения фигуры человека при помощи быстрых набросков.»

21.11.2012 1395 6679
Белова Елена Николаевна, преподаватель спецдисциплин

Колледж лёгкой промышленности № 5
Цель:

Воспитательная:  воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая:  развитие композиционного мышления и умения лаконично изображать рисунок фигуры человека, развитие навыков овладения  техникой рисования, выработке точного в решении проблемы соподчинения всех элементов главному.

Обучающая: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков


Задачи:

  • Показать направления работы над наброском фигуры человека.
  • Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания.
  • Самостоятельное рисование краткосрочных набросков.

Оборудование для студентов: мольберты, белая и тонированная бумага (формат А4), мягкие карандаши, тушь, уголь, сангина, ластик, раздаточный материал, работы из методического фонда.


Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор, экран, мольберт, белая и тонированная бумага (формат А4), мягкие карандаши, тушь, уголь, сангина, ластик.


Структура урока:

  1. Организационный момент - 5 мин
  2. Введение в тему урока - 5 мин
  3. Лекция и презентация нового материала – 15 мин
  4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся. - 5 мин
  5. Самостоятельное выполнение работы студентами – 45 мин
  6. Подведение итогов, Выявление ошибок и пути исправления. Выдача домашнего задания - 15 мин

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;


2. Введение в тему урока

Рисование с натуры может быть кратковременным или длительным.

Что же такое набросок?


Краткосрочный набросок – это монохромное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое в короткий промежуток времени. Передать мимолётное впечатление – сказать мгновению: "Остановись, ибо ты прекрасно!" – такова задача наброска.


Набросок существенно отличается от длительного рисунка, где имеются условия для детального изучения и последовательного постижения таких качеств как пропорции, светотень, тон, линия, объем, где не исключается возможность «срисовывания».


Основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются: 

  1. Поиски психологической характеристики (особенно раскрытия внутреннего мира героев, напряжения их душевных и физических сил) — эмоциональная выразительность;
  2. Выявление соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста и мимики.

Взаимоотношение психических процессов у рисующего — восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.

Рисование набросков имеет чрезвычайное значение. Прежде всего, воспитательное значение: ничто так не воспитывает и не развивает глаз, руку и наблюдательность, как наброски.


3. Лекция и практическая демонстрация нового материала.

Лекция сопровождается демонстрацией презентации со слайдами и работами из методического фонда.


Многие выдающиеся художники и педагоги подчеркивали важность первоначального впечатления от натуры. П.П.Чистяков писал: «Если будете брать умом, рассудком — птица улетит и вы дадите промах».


В рисунках упор делается на выявление конструктивных особенностей предметов, их пропорций, линейного абриса объекта изображения, заключающего в себе пространственную конструкцию объекта.


Этот способ выполнения быстрого рисунка ярко представлен в «Наброске женской фигуры» одного из самых известных художников болонской школы — Гверчино (1591—1666). Гверчино виртуозно рисует женское тело, очерком пера, передавая объемность формы и движение фигуры одними только нажимами. В процессе изображения художник, прежде всего, обращает свое внимание на передачу общего, главного в объекте. Главным же для Гверчино является довольно сложное движение фигуры, пластичность, текучесть форм женскою тела, анатомическое строение человека. Внимательно разглядывая набросок, убеждаешься, что художник начинает построение рисунка с тонких, еле заметных линий по общему направлению фигуры, после чего часть линий обводится более уверенно, с нажимом. Первоначальные, малозаметные линии видны в левой части рисунка (линия поднятой вверх правой руки, спины, таза). В некоторых местах наброска художник проводит линии, совершенно отличные по месту расположения от первоначальной наметки. Особенно это заметно на изображении левой руки и правой ноги. Интенсивный нажим пера окончательно определяет направления форм; наблюдается он на границах резкого перехода света в тень — широкие с нажимом линии частей головы, а также контуры плоскостей, находящихся в тени. В результате в рисунке получается объемная трактовка формы, несмотря на отсутствие тоновой обработки. По этому наброску ясно представляешь себе даже расположение источника света и распределение светотени на поверхности женского тела.


В этом наброске главное выразительное средство — линия. Линии проводятся только по внешним очертаниям объемных форм без участия во внутренней моделировке объема (внутри контура). Проводятся они не короткими, а длинными, охватывающими всю фигуру сразу штрихами.


Линия, будучи средством передачи моментального движения женской фигуры, плавности ее округлых форм, гибкости молодого тела, сама по себе очень выразительна и изящна. В рисунке сочетаются красота изображаемого женского тела и красота средства выражения — линии.


В набросках фигур для фресок потолка Сикстинской капеллы в Ватикане Б. Микеланджело (1475—1564) ищет выразительности и убедительности, передавая позу сидящего, слегка откинувшегося назад мужчины. Все наброски выполнены крупным планом; голова, торс, руки, ноги обозначены по наружному контуру, без отработки деталей. Только на нижнем левом наброске общим косым штрихом показывается тень на руке и под бедрами на ногах, но и эта штриховка идет не по форме и призвана лишь усилить контрасты объемных масс торса, рук, ног. Мастер не просто очерчивает общий силуэт объекта или каких-либо его элементов, пусть даже живой линией, а показывает внешние границы объемных форм, начиная с самых крупных. Одна форма как бы находит на другую, один мускул вливается в другой или заходит под него. На верхнем рисунке правое бедро выступает вперед, за него уходит предплечье, шея как бы врезается в плечи — на передний план выступает правое плечо, голень правой ноги уходит на второй план.


Видимо, в течение всего процесса выполнения рисунков у художника доминирующую роль играли элементы непосредственного восприятия натуры, что доказывается хотя бы неоднократным повторением рисунков аналогичных поз и тщательным изучением особенностей незначительных изменений каждой из них.

Анализируемые рисунки Микеланджело свидетельствуют о том, что для великого мастера эпохи Возрождения набросок был не только необходимым подготовительным материалом для создания скульптурного, живописного или архитектурного произведения, не только самостоятельной художественной композицией, — в наброске выражалась постоянная потребность автора осмысливать мир в его пластических образах. Вот почему набросок в искусстве Микеланджело служит не только необходимым средством решения конкретных, так сказать, узких задач, но и направлен на всестороннее познание предметов окружающего мира.


Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века X. Р. Рембрандта (1606 —1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием. Рембрандт рисовал всем, чем угодно, начиная от серебряного карандаша и кончая тростниковым пером. Некоторые исследователи рембрандтовских набросков считают даже, что иные из них исполнены деревянной щепкой и чернила растерты по бумаге просто пальцем.


Рассмотрим различные способы выполнения набросков и зарисовок.

Мы уже говорили, что рисующий, ограниченный несколькими минутами времени, бывает вынужден отбрасывать детали и несколькими быстрыми линиями схватывать лишь самое существенное, самое характерное для данной модели.    

  

Основной ошибкой начинающего художника является стремление перегружать свой набросок обилием подробностей в ущерб главному и характерному. Это происходит именно от неумения разбираться в своих впечатлениях: начинающему они все кажутся одинаково важными, он теряется в них, не умеет сделать из них выбор и стремится всё перенести на бумагу в возможно большем количестве. Между тем, от этого набросок только проигрывает


Далее, как бы ни был схематичен набросок, в нём обязательно могут быть сохранены и переданы те пропорции, которые имеет модель, иначе набросок будет безграмотным. Старайтесь приучить свой глаз сразу схватывать эти пропорции, быстро находить размеры частей натуры по отношению друг к другу и по отношению их к общему. Это развивает глазомер. Наконец, рука должна быть послушна воле автора, чтобы в короткий срок точно передать на бумаге все свои намерения


Выбор материала

В процессе обучения рекомендуется ввести в практику выполнения набросков использование различных материалов, к которым относятся: сангина, тушь, соус мокрый и сухой, акварель, прессованный уголь, разнообразные карандаши, мел, а также тростниковая палочка, перья стальные и гусиные, бумага тонированная или цветная, а может быть, и белая и пр.


На практике первое место принадлежит карандашу и сангине как наиболее удобным материалам. Для ускорения работы при набросках широко применяется цветная бумага: серая, коричневая, жёлтая и т. д. В этом случае светлые места и блики рисуют мелом, а остальное карандашом, углём или сангиной.


Благодаря тому, что цветная бумага представляет готовый фон, получается большая экономия времени – достаточно тронуть рисунок в двух-трёх местах маслом, чтобы придать ему рельефность и впечатление яркого освещения (рис. 13, 14, 15). В стеклянном кувшине, изображённом на рисунке 16, хорошо передан материал посредством трёх тонов: серой бумаги, сангины, карандаша или мела. Кроме формы и пропорций, здесь – прозрачное стекло. Одним цветом в такой короткий срок, как сделан этот набросок (5-10 мин), трудно передать материал, а благодаря участию цветной бумаги и мела в наброске задача решается без затруднений.


Итак, характер, пропорции и движение – вот те свойства натуры, которые стремится передать набросок. Если все три условия соблюдены, то набросок может иметь не только значение полезного упражнения или подготовительной работы, но и самостоятельную художественную ценность. Тем более, что в жизни бывают такие моменты, которые затем никогда не повторятся и потому могут быть запечатлены только в форме быстрого наброска. Спрашивается теперь, как же развивать в себе те качества, которые необходимы для дальнейшей работы над набросками, то есть верный глаз, послушную руку и наблюдательность?

Путь для этого один – упражнение, упражнение, упражнение и упражнение! Рисуйте как можно больше, не расставайтесь с карандашом и бумагой, заведите себе карманный блокнот - заносите туда при всяком удобном случае всё, что так привлекло Ваше внимание, что поразило или заинтересовало ваш глаз. Это единственный способ овладеть искусством наброска


Переходя к практической работе, еще раз вспомним основные задачи, выполняемые в работе с набросками

  1. Рисовать быстро, стараясь сделать набросок в минимальный срок.
  2. Рисовать как можно больше.
  3. Не увлекаться подробностями, а стремиться передать лишь самые характерные особенности, пропорции, движение.
  4. Избегать тушёвки.
  5. Избегать ненужных штрихов, линий и стремиться к максимальной простоте изображения.
  6. При изображении живой натуры рисовать лишь до тех пор, пока позволяет модель, а не заканчивать набросок от себя.
  7. Если модель изменила положение, оставьте набросок в том виде, как он есть, и начните новый. Если модель продолжает оставаться в спокойном состоянии, – переходите от общего к подробностям и разработайте её настолько, насколько успеете.
  8. Одновременно с набросками надо продолжать занятия с академическими рисунками, т. к. иначе наброски вместо того, чтобы воспитать ваш глаз и углубить вашу наблюдательность, могут приучить вас к поверхностному и легкомысленному отношению к форме предметов.


4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся

Преподаватель делает несколько набросков, используя различные графические средства.


5. Самостоятельное выполнение работы студентами.

Студенты переходят к практическому выполнению набросков под руководством преподавателя.


6. Подведение итогов.

Общая экспозиция работ.

Обсуждение основных достоинств, выявление ошибок и пути их исправления.

Выдача домашнего задания

 

Список используемой литературы:

  1. Полное руководство по рисованию фигуры человека. Энтони Райдер,  Издательство: "Попурри"; 2004 г.
  2. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Гордон Л.,Издательство: “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2000 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*