Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Элективный предметный курс «Древняя Русь»

18.05.2011 482 3490
Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания

Клишейко Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

Пояснительная записка

 

     В настоящее время актуальна проблема нравственного воспитания молодежи, приобщение школьников к духовным ценностям общества. Современные тенденции образования, направленные на  модернизацию, профориентацию, развитие личности ребенка, диктуют необходимость глубокого изучения предметов гуманитарного цикла и в первую истории, выступающей фактором социализации личности ребенка.

     Программа элективного курса «Древняя Русь» создана с целью создания условий для развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов. Предполагается работа  не только с интеллектуально одарёнными детьми, но и с теми, чьи способности на данный момент еще не проявились в полной мере, но в отношении которых, есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

     Курс «Древняя Русь» предназначен для профильной подготовки обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа базируется на знаниях старшеклассников по истории Отечества, опирается на такие новообразования как высокий уровень интеллектуального развития, формирование научного мировоззрения, расширение интереса к общественной жизни и профессиональному самоопределению.

     Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обученияи обладает новизной для обучающихся, направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности старшеклассников с учётом их личных достижений и профессиональной ориентации. Особенность элективного курса заключается в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных, в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую культурную направленность.

    Элективный курс предполагает через изучение культуры Древней Руси приобщить обучающихся к российскому мировоззрению, сформировать целостное представление о древней истории Отечества, помочь школьникам правильно ориентироваться в исторических событиях и иметь свою точку зрения на них. На основе информации о культуре русского народа раскрывается внутреннее состояние людей в исторических событиях. Программа состоит из двух больших тем, взаимосвязанных между собой, и посвященных определенному аспекту древнерусской истории, раскрывает особенности и тенденции развития древнерусского государства.

     К разработке программы привлечены работы С. В. Перевезенцевой «Тайны русской веры. От язычества к империи», А.С. Кайсарова, Г.А. Глинка, Б.А. Рыбакова «Мифы древних славян. Велесова книга», а также справочная литература по социологии, культурологи, философии.

    Цель курса развитие творческих способностей детей.

     Задачи:

1. Развитие познавательной активности обучающихся.

2. Совершенствование системы знаний по истории Древней Руси.

3. Развитие коммуникативных навыков школьников.

    Умения и навыки, развиваемые в ходе обучения:

1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные исторические ситуации.

2. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

3. Извлечение информации по заданной теме в источниках разного типа.

4. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности.

5. Участие в проектной деятельности.

6. Овладение приёмами исследовательской деятельности.

7. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями.

     Для эффективного освоения программы наиболее оптимальны следующие педагогические технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, игровая технология, технология оценивания учебных достижений обучающихся, где знания выступают средством для общего развития личности ребенка.

     Ведущие формы работы: работа по исследовательским и творческим проектам; научно-практические конференции и семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.

     Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, имитационные игры и др.

     Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).   

     При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.

     Результат деятельности позволяет обучающимся участвовать в олимпиадах по истории; проводить учебные исследования и представлять их на научно-практических конференциях; разрабатывать и участвовать в проектах; выполнять творческие задания исторических конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).

    Ресурсное обеспечение:

1. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

2. Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии и слайд-фильмы.

3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники.

4. Дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.

Содержание образовательной программы

 

Введение: история в жизни людей. (2 часа)

Значимость исторических знаний. Вводное тестирование и анкетирование.

Раздел 1. Государство Древняя Русь. (17 часов)                                

Тема 1. Общество Древней Руси. (2 часа)

Структура  древнерусского общества и ее элементы. Критерии и этапы развития общества Древней Руси.

Тема 2.Теории создании русского государства.(2 часа)

Анализ теорий происхождения русского государства.

Тема 3.Славянская община.(2 часа)

Переход славян от родовой к соседской общине. Отношение славян к своей родословной.

Тема 4.Зарождение рыночных отношений в Древней Руси.(2 часа)

Представители городского населения, их занятия. Значение торговли для Древней Руси.

Тема 5. Деньги и меры Древней Руси. (2 часа)

Счетно-денежная система и ее функции в древнерусском обществе. Торгово-мерные единицы Древней Руси.

Тема 6. Система управления Древней Руси. (2 часа)

Система управления славян. Усиление княжеской власти. Структура княжеской дружины. Взаимоотношения слоев общества и верховной власти.

Тема 7. Соседи Древней Руси. (2 часа)

Внешнеполитические отношения Древней Руси. Характеристика государств-соседей.

Тема 8. Феодализм на Руси. (2 часа)

Зарождение феодализма на Руси. Характеристика феодальных отношений в русских княжествах. Особенности русского феодализма.

Тема 9. Итоги раздела.(1 час)

Форма подведения итогов: игра «Рассказ по одному слову».

Раздел 2. Языческая культура Древней Руси. (11 часов)

Тема 1. Мировоззрение древних славян. Религия и мифология славян.(2 часа)

Характеристика мировоззрения славян. Особенности  древнерусской мифологии и религии. Отражение в религии у славян перехода от матриархата к патриархату. Женское и мужское начало в язычестве.

Тема 2. Пантеон славянских богов. (4 часа)

Знакомство с языческими богами славян, их  особенностями. Высшие боги славян,  их значение. Земные боги – покровители людей и их занятий. Божества смерти и судьи над людьми. Божества водной стихии и властители вод. Особая категория божеств, стоящая между богами и людьми, их значение.

Тема 4. Языческая символика славян.(2 часа)

Значение символов в  религии славян (кодирование информации о богах).

Тема 5. Славянский календарь и праздники. (2 часа)

Праздники и календарь славянского народа, их значение.

Тема 6. Итоги раздела. (1 час)

Форма подведения итогов:игра «Реставрация».

Заключение: мирдревнерусскойистории (4 часа)

Итоговое тестирование и анкетирование.

Форма подведения итогов: защита коллективных проектов и индивидуальных исследований, игра «Древняя Русь».

 

Тематическое планирование

 

Тематика

разделов

Темы занятий

Содержание

Часы

Всего

Теор.

Практ.

 

Введение.

 

 

Значимость исторических знаний.

2

1

1

 

1. Государство Древняя Русь.

 

 

17

8

9

1.1

 

Общество Древней Руси.

Структура  древнерусского общества и ее элементы. Критерии и этапы развития общества Древней Руси.

Составление схемы структуры древнерусского общества.

2

1

1

1.2

 

Теории создании русского государства

Анализ теорий происхождения русского государства.

Составление характеристики теорий.

2

1

1

1.3

 

Славянская община.

Переход славян от родовой к соседской общине. Отношение славян к своей родословной.

Составление родословной своей семьи.

2

1

1

1.4

 

Зарождение рыночных отношений в Древней Руси.

Представители городского населения, их занятия. Значение торговли для Древней Руси.

Игра «Исторические пятнашки».

2

1

1

1.5

 

Деньги и меры Древней Руси.

Счетно-денежная система и ее функции в древнерусском обществе. Торгово-мерные единицы Древней Руси.

Сопоставление системы мер и весов.

2

1

1

1.6

 

Система управления Древней Руси.

Система управления славян. Усиление княжеской власти. Структура княжеской дружины. Взаимоотношения слоев общества и верховной власти.

Игра «Исторический снежный ком».

2

1

1

1.7

 

Соседи Древней Руси.

Внешнеполитические отношения Древней Руси. Характеристика государств-соседей.

Составление сравнительной таблицы «Соседи древнерусского государства».

2

1

1

1.8

 

Феодализм на Руси.

Зарождение феодализма на Руси. Характеристика феодальных отношений в русских княжествах. Особенности русского феодализма.

Игра «Рекламный плакат».

2

1

1

1.9

 

Итоги раздела

Игра «Рассказ по одному слову».

1

-

1

 

2. Языческая культура Древней Руси.

 

 

11

5

6

2.1

 

Мировоззрение древних славян. Религия и мифология славян.

Характеристика мировоззрения славян. Особенности  древнерусской мифологии и религии. Отражение в религии у славян перехода от матриархата к патриархату. Женское и мужское начало в язычестве.  

Игра «Отгадай героя»

2

1

1

2.3

 

Пантеон славянских богов.

Знакомство с языческими богами славян, их  особенностями. Высшие боги славян,  их значение. Земные боги – покровители людей и их занятий. Божества смерти и судьи над людьми. Божества водной стихии и властители вод. Особая категория божеств, стоящая между богами и людьми, их значение.

Составление схемы иерархии славянских божеств.

4

2

2

2.4

 

Языческая символика славян.

Значение символов в  религии славян (кодирование информации о богах).

Составление исторического рассказа в символах.

2

1

1

2.5

 

Славянский календарь и праздники.

Праздники  и календарь славянского народа, их значение.

Игра «Боги среди нас».

2

1

1

2.6

 

Итоги раздела

Игра «Реставрация».

 

1

-

1

 

Заключение: мир древнерусской истории.

 

Защита проектов и исследований.

Игра «Древняя Русь».                                                

4

1

3

 

Итого

 

 

34

15

19

Результативность программы

 

Критерии

Показатели

 

Способ отслеживания

Сформированность системы исторических знаний.

Владение: понятиями,  датами, фактами, законами, закономерностями развития человечества.

Умение работать с документами, научно-популярной и справочной литературой.

Умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Тестовые задания.

Проверочные работы.

Творческие и исследовательские проекты.

 

Развитие мыслительной деятельности.

 

Сформированность логических операций:

анализа, синтеза, систематизации, классификации,

абстрагирования.

Задания на логику мышления.

Методика «Выделение существенного признака».

Методика определения способности самоуправления деятельностью.

Развитие  творческого мышления.

Развитие: гибкости, беглости, оригинальности, детальной разработки.

Творческие задания.

КОТ (краткий ориентировочный тест) по В. И. Бузину.

Развитие

воображения.

Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного (непроизвольного).

Диагностика креативности

(методика Е. Туник).

Моделирование нестандартных ситуаций.

Организованная дискуссия.

«Я - концепция».

Сформированность: самооценки, саморегуляции, самовоспитания.

Диагностика уровня субъективного контроля (УСК).

Методика диагностики уровня рефлексивности учащихся.

Мотивация.

Развитие внутренней мотивации.

 

Анкета, беседа, наблюдение.

Участие в мероприятиях.

Рефлексивные задания.

Коммуникация.

Общение в группе (коммуникативные навыки).

Выполнение групповых творческих заданий и проектов.

Наблюдение.

Методика выявления коммуникативных склонностей.

Социализация.

Участие в групповой деятельности.

 

Методика Л. Москвиной  «Ведущий или ведомый».

Социометрия.

 

Список литературы

для учителя:         

1. Бахмутский А. Мониторинг обученности, развитие мышления и комфортности учебного процесса // Директор школы. - 2004. - № 1.

2. Ворожищева Н.Н. Воспитательный потенциал форм учебной работы: Методическое пособие. - Омск, 2004

3. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников. Методическое пособие. - Омск, 2000.

5. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии. // Народное образование. - 1999. - № 10.

6. Рабочая концепция одарённости // Одарённый ребёнок.- 2003. - № 4.

7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.

8. Савенков А. Игры, дающие старт исследовательской практике.// Директор школы. - 2004. -  № 1.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1996.

10. Фридман Л.П., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

для обучающихся:

1. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

3. Изосимов Ю.Ю., Меламед С.М. Отечественная история в кратком изложении. - М., 1998.

4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов, 1993.

5. Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. - СПб., 1995

6. Мальшевский А.Ф. и др. Введение в философию. - М., 1995.

7. Марков В.Д.Социология – практическое применение. - М., 1996.

8. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995.

9. Перевезенцева С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. - М., 2001.

10. Рябцев Ю.С. История русской культуры. - М., 1997.

11. Хоруженко К.М. Культурология. Структурно-логические схемы. - М., 2003.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*