Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПояснительная записка
В настоящее время актуальна проблема нравственного воспитания молодежи, приобщение школьников к духовным ценностям общества. Современные тенденции образования, направленные на модернизацию, профориентацию, развитие личности ребенка, диктуют необходимость глубокого изучения предметов гуманитарного цикла и в первую истории, выступающей фактором социализации личности ребенка.
Программа элективного курса «Древняя Русь» создана с целью создания условий для развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов. Предполагается работа не только с интеллектуально одарёнными детьми, но и с теми, чьи способности на данный момент еще не проявились в полной мере, но в отношении которых, есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.
Курс «Древняя Русь» предназначен для профильной подготовки обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа базируется на знаниях старшеклассников по истории Отечества, опирается на такие новообразования как высокий уровень интеллектуального развития, формирование научного мировоззрения, расширение интереса к общественной жизни и профессиональному самоопределению.
Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обученияи обладает новизной для обучающихся, направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности старшеклассников с учётом их личных достижений и профессиональной ориентации. Особенность элективного курса заключается в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных, в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую культурную направленность.
Элективный курс предполагает через изучение культуры Древней Руси приобщить обучающихся к российскому мировоззрению, сформировать целостное представление о древней истории Отечества, помочь школьникам правильно ориентироваться в исторических событиях и иметь свою точку зрения на них. На основе информации о культуре русского народа раскрывается внутреннее состояние людей в исторических событиях. Программа состоит из двух больших тем, взаимосвязанных между собой, и посвященных определенному аспекту древнерусской истории, раскрывает особенности и тенденции развития древнерусского государства.
К разработке программы привлечены работы С. В. Перевезенцевой «Тайны русской веры. От язычества к империи», А.С. Кайсарова, Г.А. Глинка, Б.А. Рыбакова «Мифы древних славян. Велесова книга», а также справочная литература по социологии, культурологи, философии.
Цель курса– развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1. Развитие познавательной активности обучающихся.
2. Совершенствование системы знаний по истории Древней Руси.
3. Развитие коммуникативных навыков школьников.
Умения и навыки, развиваемые в ходе обучения:
1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные исторические ситуации.
2. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
3. Извлечение информации по заданной теме в источниках разного типа.
4. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности.
5. Участие в проектной деятельности.
6. Овладение приёмами исследовательской деятельности.
7. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями.
Для эффективного освоения программы наиболее оптимальны следующие педагогические технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, игровая технология, технология оценивания учебных достижений обучающихся, где знания выступают средством для общего развития личности ребенка.
Ведущие формы работы: работа по исследовательским и творческим проектам; научно-практические конференции и семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.
Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, имитационные игры и др.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).
При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.
Результат деятельности позволяет обучающимся участвовать в олимпиадах по истории; проводить учебные исследования и представлять их на научно-практических конференциях; разрабатывать и участвовать в проектах; выполнять творческие задания исторических конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).
Ресурсное обеспечение:
1. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.
2. Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии и слайд-фильмы.
3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники.
4. Дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.
Содержание образовательной программы
Введение: история в жизни людей. (2 часа)
Значимость исторических знаний. Вводное тестирование и анкетирование.
Раздел 1. Государство Древняя Русь. (17 часов)
Тема 1. Общество Древней Руси. (2 часа)
Структура древнерусского общества и ее элементы. Критерии и этапы развития общества Древней Руси.
Тема 2.Теории создании русского государства.(2 часа)
Анализ теорий происхождения русского государства.
Тема 3.Славянская община.(2 часа)
Переход славян от родовой к соседской общине. Отношение славян к своей родословной.
Тема 4.Зарождение рыночных отношений в Древней Руси.(2 часа)
Представители городского населения, их занятия. Значение торговли для Древней Руси.
Тема 5. Деньги и меры Древней Руси. (2 часа)
Счетно-денежная система и ее функции в древнерусском обществе. Торгово-мерные единицы Древней Руси.
Тема 6. Система управления Древней Руси. (2 часа)
Система управления славян. Усиление княжеской власти. Структура княжеской дружины. Взаимоотношения слоев общества и верховной власти.
Тема 7. Соседи Древней Руси. (2 часа)
Внешнеполитические отношения Древней Руси. Характеристика государств-соседей.
Тема 8. Феодализм на Руси. (2 часа)
Зарождение феодализма на Руси. Характеристика феодальных отношений в русских княжествах. Особенности русского феодализма.
Тема 9. Итоги раздела.(1 час)
Форма подведения итогов: игра «Рассказ по одному слову».
Раздел 2. Языческая культура Древней Руси. (11 часов)
Тема 1. Мировоззрение древних славян. Религия и мифология славян.(2 часа)
Характеристика мировоззрения славян. Особенности древнерусской мифологии и религии. Отражение в религии у славян перехода от матриархата к патриархату. Женское и мужское начало в язычестве.
Тема 2. Пантеон славянских богов. (4 часа)
Знакомство с языческими богами славян, их особенностями. Высшие боги славян, их значение. Земные боги – покровители людей и их занятий. Божества смерти и судьи над людьми. Божества водной стихии и властители вод. Особая категория божеств, стоящая между богами и людьми, их значение.
Тема 4. Языческая символика славян.(2 часа)
Значение символов в религии славян (кодирование информации о богах).
Тема 5. Славянский календарь и праздники. (2 часа)
Праздники и календарь славянского народа, их значение.
Тема 6. Итоги раздела. (1 час)
Форма подведения итогов:игра «Реставрация».
Заключение: мирдревнерусскойистории (4 часа)
Итоговое тестирование и анкетирование.
Форма подведения итогов: защита коллективных проектов и индивидуальных исследований, игра «Древняя Русь».
Тематическое планирование
Результативность программы
Критерии |
Показатели
|
Способ отслеживания |
Сформированность системы исторических знаний. |
Владение: понятиями, датами, фактами, законами, закономерностями развития человечества. Умение работать с документами, научно-популярной и справочной литературой. Умение применять знания в нестандартных ситуациях. |
Тестовые задания. Проверочные работы. Творческие и исследовательские проекты.
|
Развитие мыслительной деятельности.
|
Сформированность логических операций: анализа, синтеза, систематизации, классификации, абстрагирования. |
Задания на логику мышления. Методика «Выделение существенного признака». Методика определения способности самоуправления деятельностью. |
Развитие творческого мышления. |
Развитие: гибкости, беглости, оригинальности, детальной разработки. |
Творческие задания. КОТ (краткий ориентировочный тест) по В. И. Бузину. |
Развитие воображения. |
Развитие видов воображения: воссоздающего, творческого, произвольного (непроизвольного). |
Диагностика креативности (методика Е. Туник). Моделирование нестандартных ситуаций. Организованная дискуссия. |
«Я - концепция». |
Сформированность: самооценки, саморегуляции, самовоспитания. |
Диагностика уровня субъективного контроля (УСК). Методика диагностики уровня рефлексивности учащихся. |
Мотивация. |
Развитие внутренней мотивации.
|
Анкета, беседа, наблюдение. Участие в мероприятиях. |
Коммуникация. |
Общение в группе (коммуникативные навыки). |
Выполнение групповых творческих заданий и проектов. Наблюдение. Методика выявления коммуникативных склонностей. |
Социализация. |
Участие в групповой деятельности.
|
Методика Л. Москвиной «Ведущий или ведомый». Социометрия. |
Список литературы
для учителя:
1. Бахмутский А. Мониторинг обученности, развитие мышления и комфортности учебного процесса // Директор школы. - 2004. - № 1.
2. Ворожищева Н.Н. Воспитательный потенциал форм учебной работы: Методическое пособие. - Омск, 2004
3. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников. Методическое пособие. - Омск, 2000.
5. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии. // Народное образование. - 1999. - № 10.
6. Рабочая концепция одарённости // Одарённый ребёнок.- 2003. - № 4.
7. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М., 2001.
8. Савенков А. Игры, дающие старт исследовательской практике.// Директор школы. - 2004. - № 1.
9. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1996.
10. Фридман Л.П., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.
для обучающихся:
1. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.
3. Изосимов Ю.Ю., Меламед С.М. Отечественная история в кратком изложении. - М., 1998.
4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов, 1993.
5. Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах. - СПб., 1995
6. Мальшевский А.Ф. и др. Введение в философию. - М., 1995.
7. Марков В.Д.Социология – практическое применение. - М., 1996.
8. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. - М., 1995.
9. Перевезенцева С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи. - М., 2001.
10. Рябцев Ю.С. История русской культуры. - М., 1997.
11. Хоруженко К.М. Культурология. Структурно-логические схемы. - М., 2003.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.