Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование системы ценностей будущего специалиста-медика

07.06.2018 1474 2411
Кутепова Татьяна Николаевна
Кутепова Татьяна Николаевна, зам. директора по воспитательной работе

Воронежский базовый медицинский колледж

Аннотация. В статье рассматривается необходимость приобщения к профессиональным этическим ценностям медицинского сообщества будущих специалистов - медиков среднего звена.

Ключевые слова: ценности, нравственные ориентиры, гуманизм, духовность, милосердие, профессиональные ценности, медицинская этика.

«Если ни во что не веришь, если ни в чем не видишь смысла, и не можешь утверждать какую-нибудь ценность, все дозволено, и ничто не имеет значения. Нет доводов «за», нет доводов «против», и убийцу невозможно ни осудить, ни оправдать. Что сжигать людей в газовых печах, что посвящать свою жизнь уходу за пораженным – никакой разницы. Добродетель и злой умысел становится делом случая или каприза», - писал знаменитый французский философ и писатель Альбер Камю [1, с. 121-122]. Рассуждая о значении ценностей и нравственных ориентиров для человека, он пришел к выводу, что неумение различать хорошее и плохое, добро и зло, ценности и антиценности может привести к деформации личности, стать причиной бездуховности и антиобщественного поведения.

«Ценность» - философско-этическое понятие, но оно достаточно широко используется не только в сфере гуманитарных знаний, но и в публицистике, и в обыденной жизни. Мы говорим о ценностях духовных и материальных, нравственных и культурных, ценностях науки и образования, религиозных и личностных. Среди прочих ценностей особо выделяются общечеловеческие ценности, выражающие общие интересы человеческого рода, независимо от исторической эпохи. Современное мировое сообщество в качестве таких ценностей признает жизнь, свободу, счастье, справедливость, веру.

Приобщение к ценностям – длительный процесс, охватывающий все этапы жизнедеятельности человека, начиная с раннего детства. Важный этап в этом процессе – юношеский возраст, когда особенно интенсивно происходит духовные поиски смысла жизни и своего предназначения, самопознание и понимание своего «Я» [2, с. 55].

Анкетирование студентов Воронежского базового медицинского колледжа ( в анкетировании участвовали студенты 3-4 курсов - 180 человек) показало, что главными жизненными ценностями для них являются семья, жизнь, любовь - соответственно 1-е , 2-е , 3-е место. Дело, профессия – 4-е место. Приведённые данные совпадают с данными социологических исследований, проведенных среди молодежи Санкт-Петербурга и других регионов России: семья, друзья, здоровье – важнейшее, затем следуют интересная работа, деньги, справедливость (значение последней ценности возрастает); замыкает семерку главных жизненных ценностей вера [4, с. 37-43].

Рассматривая ценностные ориентации современной молодежи во временной динамике, специалисты отмечают, что в последние 30-40 лет они изменились. Наиболее заметные изменения произошли в значимости интересной работы и труда вообще. В 60-х, первой половине 70-х г.г. ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов, теперь она на четвертом месте, первое место заняла ценность семьи. Это подтверждают и данные анкетирования студентов нашего колледжа.

Отвечая на вопрос - «Какие факторы влияют на определение ваших жизненных ценностей?», студенты (1-4 курсы, 150 человек) распределили указанные факторы, по мере их значимости, следующим образом: семья – 1-е место, друзья – 2-е, обучение в колледже – 3-е, самообразование – 4-е место, просмотр телепередач – 5-е место, интернет- 6-е место.

Важное место в иерархии ценностей современного общества принадлежит образованию. Ценность образования состоит не только в том, что человек приобретает определенные профессиональные знания и умения. Говоря «образованный человек», мы подразумеваем наличие у него не только узкопрофессиональных умений и навыков, но и личностные качества: интеллигентность, стремление к духовному росту, умение правильно распорядиться и достойно применить свои знания.

Ценности определяют интересы, потребности, жизненные цели человека.

Личностные ценности могут быть напрямую связаны с профессиональной деятельностью, мотивацией. Не так много существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на судьбу профессионала и судьбу другого человека, как профессия медицинского работника. Желание помогать людям, избавлять их от страданий, сочувствие, сопереживание, сострадание, доброта, отзывчивость – все эти качества должны быть присущи, прежде всего, представителям медицинской профессии. Выбор профессии является не только следствием, но и активизирует процесс развития личности. Например, человека в белом халате мы хотим видеть внимательным, вежливым, доброжелательным, честным, великодушным, совестливым, дисциплинированным.

Специфика медицинской деятельности и образования уникальны тем, что профессиональные ценности медицинского работника максимально совпадают с общечеловеческими ценностями - жизнь, здоровье человека, гуманизм, нравственность, справедливость, вера. Вера - понятие широкое. Выдающийся ученый и врач 16 столетия Джероламо Кардано, активно применявший суггестивную терапию, рассматривал веру как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: «Тот, кто больше верит, излечивается лучше».

От меры усвоения профессиональных ценностей зависит и уровень профессиональных значимых качеств личности будущего медицинского работника. Профессиональные ценности специалистов, занятых в сфере здравоохранения, подразделяются на компетентностные - глубокие теоретические и практические умения, знания, навыки; познавательные- стремление к профессиональному росту, углублению, совершенствованию знаний, не только узкопрофессиональных; этические – гуманизм, уважение к человеческому достоинству, справедливость, милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни; личностные – любовь к профессии, своему делу, эмпатия, коммуникабельность, умение работать в коллективе, здоровье.

В современный период медицина рассматривается как социальное естествознание, что подразумевает глубокие знания не только непосредственно ее врачебной составляющей, но и знания проблем и принципов биомедицинской этики, права, религии, искусства, общественных отношений, и, конечно, человека, во всех его измерениях – биологическом, социальном, психологическом, духовном. Формирование ценностного отношения к человеку должно составлять основу обучения в образовательном учреждении медицинского профиля, т.к. основе профессии медицинского работника лежит важнейшая ценность – человеколюбие. Стремление оказать высококвалифицированную помощь, спасти жизнь человека, излечить являются основополагающими факторами профессионального роста. Как говорил Гиппократ: «Где есть любовь к людям, там есть любовь к врачебному искусству».

Процесс профессионального обучения является фактором саморазвития личности будущего специалиста-медика. Овладение профессиональными знаниями сопровождается духовным развитием и обогащением студентов. Каждое занятие, как теоретическое, так и практическое, имеет конкретные воспитательные цели и ценностную направленность. Целенаправленно или опосредовано преподаватель раскрывает сущность той или иной ценности, составляющей духовный мир человека и, одновременно, являющейся основополагающим принципом врачебной деятельности. Например, воспитательной целью занятия может быть воспитание гуманизма, любви к человеку, милосердия, сострадания. Как учил Парацельс: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь».

Анкетирование среди студентов выпускных групп показало, что у большинства из опрошенных (156 студентов) к окончанию колледжа сложилось достаточно четкие представления и понимания сущности таких этических понятий, как ценность, нравственность, духовность, счастье, смысл жизни, профессиональные ценности и качества медицинского работника. Вот некоторые ответы наших студентов на вопросы анкеты в форме недописанного тезиса: быть счастливым для меня - чтобы люди, окружающие меня были счастливы, иметь преданных, надежных друзей, быть востребованным реализовать себя в жизни; наивысшая ценность для меня- совесть, отзывчивость сердца, жизнь, моя семья , честность, порядочность, моя будущая профессия; духовный человек – это человек, живущий в гармонии с окружающим миром, обладающий богатой духовной культурой и богатым внутренним миром, стремящийся к знанию, верящий в Бога, соблюдающий духовные законы и религиозные заповеди, гуманный; самое главное в медицинской профессии – вовремя оказать квалифицированную помощь, с состраданием относиться к пациентам, моральная поддержка, сочувствие, умение, профессионализм; главные качества медицинского работника – добросовестность, доброта, ответственность, оперативность, знания, умение сопереживать; хорошо выполнять свои профессиональные обязанности-работать с душой, полностью отдавать себя своей профессии, продвижение по службе.

Приобщение к профессиональным ценностям происходит не только в учебное время. В воспитательной работе колледжа есть направления, которые способствуют воспитанию профессионально значимых качеств личности и формированию ценностных ориентаций будущего медицинского работника – «Формирование духовно-нравственной культуры» и «Профессиональное воспитание». Практикуются разные формы и виды воспитательной деятельности: конференции - «Духовно-нравственные аспекты современной медицины», «Духовное здоровье», «Как слово наше отзовется», «Социальное служение сестер милосердия», «Право на жизнь», «Великое счастье материнства»; диспуты- «Человек и его духовные ценности», «Что такое культурный человек», «Ценности истинные и мнимые»; беседы - «Душа-наше творение», «Добро, зло, долг в медицине», «Истина. Добро. Красота», «О красоте внешней и внутренней»; встречи с работниками практического здравоохранения, выпускниками колледжа «Исцелили милосердием», «Сделай мир добрее», «Спешите делать добро»; добровольческая (волонтёрская) деятельность - участие во Всероссийском общественном движении добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтёры-медики», оказание помощи медицинскому персоналу Воронежского областного геронтологического центра и Воронежского областного дома- интерната милосердия для престарелых и инвалидов в уходе за пожилыми людьми, участие в акциях «Белый цветок», «Доброе сердце», «Подари своё тепло» и др.

Интерес и любовь к избранному делу, осознание значимости своей будущей профессии, овладение основами этической составляющей медицинского служения человеку - залог будущей успешной деятельности выпускников колледжа.

 

Литература.

1.Камю, А. Бунтующий человек. М., 1990 – 414 с.

2.Алексеев, П.В. Социальная философия: Учебное пособие. М.: Проспект, 2015-256 с.

3.Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М. Изд. «Республика».1994 – 463 с.

4.Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи. / В. Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – №4. – 43 с.

5.Этический кодекс медицинской сестры России. - СПб.,2010 – 22 с.

 

Оригинал работы:

Формирование системы ценностей будущего специалиста-медика




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*