Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение творческих и репродуктивных компонентов в процессе изучения учебного материала обучающимися профессиональной образовательной организации

07.06.2018 2475 3733
Грибкова Надежда Васильевна
Грибкова Надежда Васильевна, методист

Егорьевский техникум

Аннотация. В данной статье автором рассматриваются творческий и репродуктивный компоненты в процессе изучения учебного материала, виды взаимосвязи, цели реализации, характеристика, методы и средства изучения учебного материала

Ключевые слова: модель обучения, творческий поиск, классическая педагогика, репродуктивный компонент, творческий компонент, учебный материал, процесс обучения, профессиональная образовательная организация..

В педагогической науке и практике продолжается давний спор между сторонниками двух точек зрения на то, что важнее в обучении: умение рассуждать, творчески мыслить, исследовать явления и предметы окружающего мира или знать фактическое содержание учебных предметов, что обусловило возникновение в современной дидактике двух моделей обучения: модель обучения как воспроизводимого учебного цикла с направленностью на результат и модель обучения как творческого поиска на основе познавательной рефлексии над результатами и процессом познания.

В процессе изучения учебного материала обучающимися ПОУ выделяются два взаимосвязанных компонента: творческий и репродуктивный.

До последнего времени усвоение учебного материала отождествлялось с его запоминанием. Прочность знаний напрямую связывалась с последующим воспроизведением, рассматривалось точное воспроизведение и воспроизведение в измененных условиях.

Таблица 1. Процесс изучения учебного материала на основе классической педагогики

Функции преподавания

Функции учения

Ведущий компонент изучения учебного материала

предъявление учебного материала

восприятие и запоминание

репродуктивный

закрепление учебного материала

повторение и отработка

сочетание репродуктивного и элементов творческого

контроль

актуализация усвоенного

сочетание репродуктивного и творческого

Эта система с течением времени совершенствовалась и сохранилась вплоть до сегодняшних дней. Здесь преобладает репродуктивный компонент.

Современная педагогика характеризуется стремлением использовать методы научного исследования при обучении детей, с преимущественным использованием творческого компонента при изучении учебного материала.

H.H. Кириллова в статье "Методологические принципы моделирования творческой деятельности учащихся в процессе обучения" предлагает подробную структуру творческого компонента процесса изучения учебного материала , которая может быть использована в ПОУ:

Создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигается гипотеза.

Происходит самостоятельное взаимодействие учащихся с объектом. Результатом этого взаимодействия является неразвитое отражение субъектом объекта.

"Подсказка", которая может выступать в форме уточнения проблемы, актуализации необходимых знаний, подсказки со стороны преподавателя некоторых сведений.

Длительное взаимодействие учащихся с объектом (инкубационный период).

"Майэвтика" - актуализация необходимых знаний, направление мыслительной деятельности путем наводящих вопросов со стороны преподавателя.

Кульминация эвристической деятельности - открытие, получение учащимися результата, инсайт.

Проверка истинности открытия [4].

Компоненты процесса изучения учебного материала реализуются через действия обучающихся. Можно выделить несколько параметров действий обучающихся при изучении учебного материала:

цель действий при изучении учебного материала,

характер действий и характер их результата,

влияние прошлого опыта на действия обучающихся в процессе изучения учебного материала.

Каждое действие при изучении учебного материала имеет свою цель. Как причина влечет за собой следствие, так цель действия определяет характер и результат действия.

Таблица 2. Сущностная характеристика творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала

Процесс изучения учебного материала обучающимися отражает процессуальную сущность обучения в профессиональной образовательной организации, основан на взаимодействии преподавателей и обучаемых

Творческий компонент - категория, объединяющая ряд понятий, харак­теризующих изменчивость и поис­ковый характер действий обучающихся в процессе изучения учебного материала

Репродуктивный компонент - кате­гория, объединяющая ряд понятий, обеспечивающих сохранение и по­стоянное воспроизведение знаний и умений

Функции

- создание объективно нового, того

чего не было до этого в природе,

продукта, отличающегося неповторимостью,

уникальностью; это могут быть рисунки, сочинения, проекты обучающихся

-накопление элементарных базовых знаний путем присвоения готовой

информации и действий по образцу

-создание субъективно нового, того

что уже имеется в культурно -

историческом опыте, но ребенок

открывает это для себя заново,

строит свою программу познания,

находит оригинальный способ действия

На основе указанных параметров выделяют четыре вида взаимосвязи творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала обучающимися [40,c.106-110].

репродуктивно-познавательная деятельность, где творчество представлено в структуре репродуктивного компонента и не имеет существенного влияния на изучение учебного материала, в основе изучения учебного материала - сообщение готовой информации и ее запоминание.

сочетание творческой и репродуктивной деятельности с доминированием репродуктивной, изучение учебного материала протекает как тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам

сочетание творческой и репродуктивной деятельности с доминированием творческой -обучающийся предстает как субъект своей деятельности, ведет самостоятельный активный поиск информации и в то же время, он - объект педагогических воздействий, т.к. педагог организует внешние условия, стимулирующие его к активному изучению учебного материала.

творческая познавательная деятельность, где репродуктивная выступает как ее структурный элемент и не оказывает существенного влияния на изучение учебного материала -обучающийся является субъектом своей деятельности и реализует собственные требования, ожидания, ценности, используя при создании те знания и умения, которые сформированы.

Таблица 3. Применение творческого и репродуктивного компонентов в процессе обучения обучающихся ПОУ

Виды взаимосвязи творческого и репродуктивного компонентов

репродуктивно-познавательная деятельность

сочетание творческой и репродуктивной деятельности с доминированием репродуктивной

сочетание творческой и репродуктивной деятельности с доминированием творческой

творческая познавательная деятельность

Цели реализации

запоминание

готовых знаний,

представленных

в виде понятий,

определений, правил

формирование

умений выполнять

действия по

образцу;

воспроизводить знания в стандартных условиях

создание

собственного

способа действия

в измененных

условиях

создание

собственного

оригинального

продукта

деятельности, самовыражение, рефлексия

Характеристика

действия стерео­типные, их результат - копия, воспроизведение образца в тех же условиях и объеме

действия стереотипные, их результат - видоизменение образца

действия ориги­нальные, их ре­зультат - повторение известного

действия ориги­нальные, их ре­зультат - новый продукт

Методы изучения учебного материала

продуктивные

объяснительно- иллюстрированные

проблемные и частично-поисковые

исследовательские

Средства изучения учебного материала

Задания на запоминание

Задания на запоминание по образцу

Задания на нахождение собственных программ действия

Творческие задания

Основной проблемой педагогической деятельности в ситуации традиционного обучения является создание мотивации обучающихся, которые сами получают знания. Против их воли педагог не может передать им знания. Статистические данные свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%[ 3].

Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать качества личности, как невозможно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с традиционными и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых. Творческий процесс связан с духовным развитием человека, воспитанием внутренней готовности к созданию нового, где происходит актуализация потенциальных способностей личности. Поэтому не случайно, что реализация творческого компонента предполагает достаточно высокий уровень развития самого преподавателя и подготовленность обучающихся в целом.

Литература

1.Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы(утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р

2.Аладьина А.А., Минайдарова М.Е., Абдрахманова Х.Т. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности, Таразский государственный педагогический институт, Тараз, 2011. - 136 с.

3.Бакшаева H.A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М.,

4.Никитина Э.К. Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонентов процесса изучения учебного материала младшими школьниками. Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М.

5.Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М.Бим- Бада. - М.: «Большая российская энциклопедия», 2002. - 528с

6.Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

7.http://www.refi.su/books.html 26.01.2014- интернет -ресурс

 

Оригинал работы:

Применение творческих и репродуктивных компонентов в процессе изучения учебного материала обучающимися профессиональной образовательной организации




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*