Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Компетентностный подход на занятиях литературы

05.06.2018 618 1004
Труфанова Юлиана Анатольевна
Труфанова Юлиана Анатольевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Согласно концепции образования необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Возможность получения качественного образования в условиях постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан. Факторами, способствующими развитию системы образования, должны стать: проектная деятельность обучающихся, вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Компетентностный подход предполагает основным результатом образовательной деятельности формирование следующих компетенций: предметной, коммуникативной, информационной, социальной, исследовательской, культурологической и рефлексивной. Цель образования согласно компетентностному подходу: формирование ключевых компетенций через формирование опыта самостоятельного решения различных проблем. Одной из главных задач является подготовка таких специалистов, которые, попав в проблемную ситуацию, смогут найти несколько способов её решения, выбрать наиболее рациональный вариант и обосновать своё решение.

Специфика формирования у обучающихся ключевых компетентностей состоит в том, что усваиваются не кем-то предложенные, «готовые знания», а самостоятельно сформированные понятия, необходимые для решения задач. Реализация этих задач осуществляется с помощью внедрения на занятиях литературы элементов технологии критического мышления и проблемного обучения.

В педагогической практике преподавания литературы я использую уроки-дискуссии с включением морально-этической проблемы, когда с помощью логических аргументов обучающиеся подтверждают или опровергают выдвинутую ими версию, опираясь на мнения критиков и свою точку зрения. Например, при изучении драмы А. Островского «Бесприданница» по программе 10 класса перед студентами ставлю вопрос: «Представим, что Лариса стала женой Паратова. Как могла бы сложиться их жизнь?». Обучающиеся предлагают свои версии развития сюжета, отличные от авторской. Такие занятия целесообразнее проводить после изучения основного материала, ведь у студентов могут остаться волнующие их вопросы, на которые в ходе занятия они ответов не получили. Обучающиеся высказывают версии, подкрепляя свои мнения примерами из литературных произведений или из жизненного опыта.

Занятие-проблемная лекция с элементами исследования также интересен и дает порой неожиданные результаты. В начале занятия ставится проблемный вопрос, над которым студентам предстоит думать в ходе лекции преподавателя. Например, при изучении литературы по программе 11 класса (для студентов, обучающихся на базе основного общего образования), мы сталкиваемся с таким явлением как «постромантизм» в творчестве М. Горького. Здесь необходимо вспомнить понятие «романтизм», изученное в 9 классе и дать понятие «постромантизма», сопоставив их, найти сходства и различия на примере произведений Жуковского и М. Горького. На доске записан вопрос «Почему в России начала 20 века стало возможным возрождение романтизма (возникновение постромантизма) и каковы его основные черты?». Прежде всего, студентам необходимо рассказать о настроениях, которые владели обществом, о множестве технических открытий, о мировоззрениях и идеологиях (ницшеанство, толстовство, марксизм), которые влияли на умы того времени, о революционных настроениях, которые витали в воздухе. Обучающиеся в ходе рассказа, подкрепленного мультимедийной презентацией, делают необходимые записи (в конце занятия они будут проверены и дополнены). В конце занятия студенты самостоятельно формулируют ответ на проблемный вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции преподавателя или собственными примерами. Ценность таких занятий заключается в том, что обучающимся не навязывают точку зрения, позволяют мыслить и рассуждать.

Часто на занятиях применяется методический прием «Синквейн», стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, позволяет описать суть понятия или явления на основе полученных знаний. Слово происходит от французского слова «пять». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Например, при изучении темы любви в творчестве М. Цветаевой и А. Ахматовой, в начале занятия я даю задание написать синквейн на тему «любовь». Это помогает обучающимся приобрести нужный настрой, понять, что значит любовь для них самих.

XXI век – век информационных технологий. В условиях современного ритма жизни необходимо запоминать огромный поток информации. Для облегчения задач запоминания и воспроизведения информации можно использовать метод британского писателя, консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена. Именно он придумал удобный и эффективный метод записи и организации информации - «ментальные карты», или «интеллект-карты», или карты ума, или майндмэппинг.

Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения обучающихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления студентов наблюдаемыми. Это и позволяет сделать метод «ментальных карт».

Как это работает? Для начала, необходимо определить основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте, причем делать это можно не только словами, но и символами, рисунками, основанными на ассоциациях.

Мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно этот принцип лежит в основе работы интеллект-карты. Структурировать информацию, используя весь свой творческий потенциал, и легко извлекать из памяти в случае надобности – вот задачи, которые решают ментальные карты. Этот метод можно использовать для работы с большим объемом информации, конспектирования, изучения, обобщения и закрепления нового материала, при написании доклада, реферата, научно-исследовательской работы, подготовке проекта, презентации и др.

Использование ментальных карт позволяет экономить 50% времени на конспект, концентрировать внимание обучающихся на важных моментах, тем самым обучая их отличать главное от второстепенного, а визуальные ассоциации помогают улучшить запоминание. На занятиях литературы можно составлять карты о писателях, включая их основные произведения, строки из стихотворений, крылатые выражения, этапы биографии, составить ее краткий конспект произведения, проработать лексический и литературоведческим материал и т.д. Использование картинок, образов, символов облегчает понимание и запоминание и развивание ассоциативное, творческое мышление.

Использование новых технологий, отдельных приемов позволяет повышать мотивацию студентов на занятиях, развивать предметные, коммуникативные и личностные компетенции, творческие способности. Внимание студентов держится на высоком уровне, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность для проявления самовыражения и творческих способностей обучающихся.

По моему мнению, использование техник, таких как критическое мышление, проблемное обучение, ментальные карты позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов студентов, повысить интерес к предмету, привить любовь к чтению, научить работать с текстом.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.

Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» [Электронный ресурс] http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru

Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://www.youtube.com/watch?v=f6OBr3aiCG0

http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/

http://www.stimul.biz/

 

Оригинал работы:

Компетентностный подход на занятиях литературы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*