Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активные методы обучения, используемые в традиционном уроке теоретического обучения

21.11.2012 12146 31084
Тропина Татьяна Александровна, преподаватель

Иркутский колледж экономики сервиса и туризма
При подготовке к уроку перед каждым учителем встаёт вопрос: как обучать студентов и школьников тому, что требует программа и стандарты; как реализовать на одном занятии триединую цель. Поэтому к выбору методов обучения, направленных на достижение запланированных целей урока необходимо подходить творчески.

 

На своих уроках (чаще всего это традиционные уроки комбинированного типа) я использую методы обучения из классификации по уровню познавательной деятельности Скаткина – Лернера. Изучив сравнительную таблицу методов обучения в монографии Татарченковой С.С. «Урок как педагогический феномен», я пришла к выводу, что это самые продуктивные и наиболее приближенные к реальной учебной деятельности методы. Хотя классификация по источнику приобретения знаний Лордкипанидзе – Перовской и классификация Данилова - Есипова по дидактическим целям, тоже, на мой взгляд, заслуживает внимания.

 

В упомянутой монографии С.С. Татарченкова пишет, что метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Далее автор  говорит о методе обучения как способе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения, развития и воспитания.  Далее мы будем опираться именно на эту характеристику метода.

 

В составе метода обучения следует  выделять приемы. Приём – это элемент метода. В работе Татарченковой С.С. выделено четыре группы приёмов:

  • Приёмы сообщения информации
  • Приёмы организации работы с источником
  • Приёмы демонстрации чего-либо
  • Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности
  • Мнемонические приёмы

В своей работе из этих основных приёмов я выделяю конкретные виды, наиболее подходящие к теме, типу и разновидности урока.

 

В моей педагогической практике  выбор метода зависит от типа урока и его места в системе других уроков. Если урок первый по теме, то на этапе объяснение нового материала  я использую объяснительно - иллюстративный метод в различных его приемах: эвристическая беседа рассказ, лекция, конспект, составление тезисов, работа с таблицей, учебником, презентацией по теме урока, просмотр видео.  Здесь самое широкое поле для использования ТСО. Форма работы – фронтальная. На этом же уроке на этапе первичного закрепления материала использую конечно же репродуктивный метод в таких приёмах: рассказ учащегося по новой теме с использованием опорных и ключевых слов, по составленному совместно алгоритму, выполнение упражнений по аналогии. Если класс достаточно подготовленный, то возможен на этом этапе и частичнопоисковый метод в таких его приёмах: рассуждение по данному образцу, проблемные задания, помеченные в учебнике как сложные, работа по карточкам, составление алгоритма самостоятельно, составление вопросов по теме. Само собой, что учитель при этом следит, чтобы учащиеся не допускали фактических и логических ошибок. Всё это можно совместить и в одном классе, применяя групповую и индивидуальную формы работы.

 

Если тема сложная, такая как «Типы сложноподчинённых предложений», «Виды обособлений в простом предложении», «Типы односоставных предложений», «Н – НН В отглагольных образованиях», то  эти методы обучения в различных их приёмах, (которые при желании можно придумать множество, особенно если позволяют ТСО), я использую и на последующих уроках закрепления знаний и отработки навыков и умений.

 

Итак, на уроках объяснения нового материала и первичного его закрепления основными методами обучения являются традиционные: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный в различных их приёмах.

 

Всё имеет своё продолжение, и темы уроков тоже имеют обыкновение продолжаться на протяжении нескольких занятий. Отгремели фанфары первого урока, где нередко основной прием «театр одного актера» или «бенефис учителя», и теперь необходимо заставить работать учащихся, но так, чтобы они этого не заметили, не почувствовали принуждения. Вот здесь и пригождаются современные методы обучения – проблемные и эвристические. Три вышеназванных метода я использую в основном на уроках русского языка и культуры речи и в библиотечных уроках, а на уроках литературы, особенно на уроках, продолжающих тему, наряду с традиционными, правомерно использование проблемного, исследовательского и творческого методов. Таким образом, выбор методов обучения, как пишет С.С. Татарченкова зависит,  от общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока.

 

На серединных уроках литературы (уроки закрепления, применения и обобщения знаний) я использую в первую очередь частично-поисковый метод как основной. Анализ эпизода, творческое чтение, сопоставление тематики произведения с этапами жизни и творчества писателя, чьё творчество мы изучаем, а так же с историческими событиями, соответствующими времени написания произведения – вот те  немногие приёмы, которые возможно здесь обозначить (их великое множество, но это тема отдельного разговора).  Конечно, и на подобных уроках на этапах фронтальной и индивидуальной проверки знаний не возбраняется использование репродуктивного  метода.

 

На уроках литературы,  направленных на изучение поэзии возможен исследовательский метод. Прием интерпретации стихотворного текста  с использованием  аппарата литературных терминов и плана анализа стиха вполне может быть отнесён к этому методу. На уроках русского языка и культуры речи возможна реализация исследовательского метода через приём лингво-стилистического анализа текста. На мой взгляд, приём анализа любого текста имеет право быть отнесенным  к исследовательскому методу.

 

На уроках литературы, заканчивающих тему, я активно использую творческий метод, и не только его. На завершающих уроках имеют возможность показать себя учащиеся с разным уровнем обученности. Одни напишут самостоятельную творческую работу, составят план, а другие по плану расскажут, повторяя, что услышали на уроках. Вот вам и опять репродуктивный метод. Но если подойти к отбору проверочного материала индивидуально, дать каждому учащемуся текст или задание сообразно его уровню, то от каждого можно получить и творческую работу, и исследовательскую.

 

Таким образом, основными методами обучения и организации познавательной деятельности учащихся  на современном уроке являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый в разнообразных их приёмах. Методы проблемный, исследовательский, творческий я бы назвала скорее вспомогательными, чем основными. Более того,  в большинстве случаев они являются приемами традиционных методов, а не самостоятельными методами.

 

В качестве иллюстрации ко всему вышесказанному предлагаю разработку урока русского языка и культуры речи для студентов НПО и СПО, изучающих русский язык на базе общего полного образования.

 

Разработка урока русского языка и культуры речи

«С любовью к русскому языку».

 

Цели:

  • Воспитать интерес к слову.
  • Сформировать лингвистическую и коммуникативную компетенцию.
  • Развить образное и логическое мышление.
  • Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к родному языку

 

Задачи:

  1. Активизировать знания о разделах науки о языке.
  2. Активизировать школьные знания о художественных средствах языка.
  3. Выявить и предупредить недочеты, встречающиеся в разговорной речи учащихся.
  4. Расширение знаний по культуре речи.
  5. Отработать навыки монологической речи


Оборудование урока: выставка книг о русском языке, словари русского языка – орфоэпический, толковый, словарь иностранных слов, словарь трудностей, орфографический, фразеологический; мультимедийная техника; листы с заданиями, презентация (приложение 1).

 

Ход урока.

 

1. Приветствие, объявление темы урока. (1 слайд) (Приложение «С любовью к русскому языку».pptx (rar))

 

2. Актуализация темы урока. Вопросы к учащимся:

  • Почему этот урок посвящаем русскому языку и культуре речи? (Многие люди неправильно употребляют слова, засоряют свою речь нехорошими словами, не знают значения слов…)
  • Почему проводим его в библиотеке? ( Чтобы правильно говорить, нужно много читать, брать книги в библиотеке, смотреть в словари…)

3. Слово преподавателя о необходимости  точно выражать свои мысли при помощи правильной, образной речи. Цитата стихотворения В. Брюсова «Родной язык». (2 слайд).

Вопросы к учащимся:

  • Как относится к родному языку поэт?
  • Какие слова употребляет, чтобы обозначить своё отношение к родному языку?
  • Какой литературный приём использует  поэт?

Понятие  об антитезе как литературном приеме. (Ответ подготовленного ученика с использованием словаря литературных терминов)

Цитата  о русском языке Н. В. Гоголя (3 слайд).

Вопросы к учащимся:

  • Как вы понимаете слова Гоголя?
  • Какие образные слова и выражения вы можете отметить в этом высказывании? С чем сравниваются слова русского языка?

Вывод: язык могучее гибкое, орудие для выражения мыслей, настроения, чувств, но  им нужно учиться пользоваться умело.

 

Давайте проверим, все ли вы хорошо знаете родной язык?

 

4. Орфоэпическая разминка.

Группы получают листы со словами, в которых нужно расставить ударения.

Баржа, бармен, звонит, иначе, красивее, мышление, намерение, оптовый обеспечение, сливовый, столяр, кулинария, творог, цыган,  феномен, петля, торты.

  • Каким словарём вы воспользуетесь? (Орфоэпическим и орфографическим).

5.  Слово преподавателя о связи речи и мышления.

Именно со слова человек начинает мыслить. Речь делает человека человеком. Язык, речь, слово – предмет тщательного исследования и наблюдения ученых – лингвистов. Вспомним разделы науки о языке. (Слайд 4).

Даже если вы уверены в грамотности своей речи и владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Ведь слово – это полководец человеческой мысли. Кто правильно говорит, тот ясно мыслит.

 

Цитата стихотворения В. Шефнера (Слайд 5).

  • Как вы понимаете выражения «Словом можно убить», «Словом можно спасти»?
  • В каком смысле употреблены эти выражения?
  • Как вы думаете, говорить хорошо и говорить правильно – это одно и то же?

6. Давайте попробуем разобраться, в каких случаях, какое слово будет правильным и уместным.

 

Слайд 6. Речевые штампы.

О речевых штампах образно сказала поэт Лидия Сейфуллина – слова, зашлёпанные многими губами. В этих словах утрачено ощущение жизни, образа, движения. Это неподвижные, закостенелые формы.

  • Найдите в толковом словаре значение слова штамп.
  • Соотнесите это значение с понятием речевой штамп.
  • Выполните задания. (Слайды 7, 8)

Пояснение к заданиям.

На  7 слайде даны слова, к которым подбирается другое слово, в результате чего образуется речевой штамп.

На 8 слайде дан текст, в котором надо найти речевые штампы.

  • Как вы думаете, в результате чего появились речевые штампы?
  • Имеют ли они какую-то положительную функцию?

Слово преподавателя о поэтических штампах.

Цитаты из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

«…Он пел разлуку и печаль,

 и нечто, и туманну даль,

и романтические розы…»

 

«,,,И вот уже трещат морозы

и серебрятся средь полей…

(Читатель ждёт уж рифмы розы;

На вот, возьми её скорей!)

 

7. Канцеляризмы. Слайд 9. Слово преподавателя.

Канцелярская речь принесла некоторую пользу языку. Именно канцеляризмам обязаны своим появлением отглагольные существительные. Но и их нужно уметь правильно использовать в устной и письменной речи.

Нельзя употреблять более двух отглагольных существительных на одном отрезке речи. Это стилистическая ошибка!

Например: определение направления движения, рассмотрение выполнения задания.

Неуместное употребление канцеляризмов создает комический эффект в речи. Этим часто пользовались в своих произведениях писатели - сатирики. (Зощенко, Ильф и Петров, Гоголь, Салтыков–Щедрин). Желая изобразить недалёкого, закоснелого человека, они пересыпали речь такого героя канцеляризмами и речевыми штампами.

 

8. Языковое клише. Слайд 10.

Эти речевые явления, напротив, украшают нашу речь, делают её более образной, яркой и выразительной. (Слайд 11).

  • Выполните задания.

Задание первой группе.

 Привести примеры фразеологизмов на заданные темы:

- из речи моряков.

- Из речи столяров.

- Из речи рыбаков.

 

Задание второй группе.

Назовите синонимы следующих фразеологизмов:

- бить баклуши (спустя рукава)

- остаться с носом (сесть в калошу)

- словно в воду канул (как сквозь землю провалился).


Задание третьей группе

Назовите антонимы к следующим фразеологизмам.

- остаться с носом (быть на коне)

- выйти из себя (взять себя в руки)

- с гулькин нос (тьма тьмущая)

  • Вспомните русские пословицы и поговорки, синонимичные данным пословицам других народов. (Слайд 12).
  • Каким словарем воспользуетесь для выполнения этих заданий? (Фразеологическим)

9. Жаргон. Слайд 13.

Жаргон может быть скудным и примитивным средством общения неразвитого человека, не владеющего литературным языком. Арго – виртуозная языковая игра людей, которым тесно в рамках нормативного литературного языка. К арго можно отнести профессиональную лексику компьютерщиков, журналистов и др. Студенческий сленг.

  • Выполните задание «Попробуй переведи!» (Слайд 14)

Вывод: жаргонные слова, арготические выражения, сленговые слова нужно использовать только в соответствующей ситуации.

 

10. Слова с эмоциональной окраской. Слайд 15.

Сравните два слова: вор и ворюга.

  • Какое из них имеет отрицательную эмоциональную окраску?
  • Подберите другие слова. (Жадюга, хитрюга).
  • Какая часть слова придает отрицательное значение?
  • Придумайте слова с суффиксом –ЯГ- (добряга, умняга, деляга)
  • Какую эмоциональную окраску имеют эти слова?
  • В какой речи уместно использовать подобные слова? Почему? (В разговорной, потому что именно в ней уместно яркое выражение эмоций.)

Говоря о правильности речи, нельзя умолчать об интонации, ведь именно от неё зависит эмоциональная окраска слова.

  • Произнесите слово красавица с интонацией, выражающей восхищение, презрение, равнодушие.

Важны в понимании смысла сказанного интонационные паузы (часто они усиливаются и знаками препинания). Вспомните хрестоматийное «Казнить нельзя помиловать»!

  • Запишите все возможные фразы, которые можно образовать из этого слова: теперьяподнимитетоже (См. слайд 16).

11. Заключение.

Богатство русского языка открывает простор для выразительной и красивой речи. Не стоит только ограничивать себя узким кругом привычных слов и выражений. Нужно не злоупотреблять штампами и канцеляризмами, стараться использовать все ресурсы языка, а это пословицы и поговорки, фразеологизмы, необычные эпитеты, эмоционально окрашенные слова.

Красноречие или риторика всегда занимали почетное место в русской филологии да и во всей русской культуре. (Слайд 17)

Современная наука четко формулирует требования к правильной речи (слайд 18).

 

12. Рефлексия.

  • Какие средства языка нужно использовать, чтобы ваша речь стала более образной?
  • Какие средства использовать ограниченно?
  • Дайте определение сегодняшней нашей встрече, избегая речевых штампов.

 

Литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Практическое пособие для учителей, классных руководителей и др. Изд-е 2. – Ростов н\Д: Изд-во «Учитель», 2006.-224 с.
  2. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 448 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*