Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опора мундштука на медных духовых инструментах

24.05.2018 1141 1961
Фроловский Алексей Васильевич
Фроловский Алексей Васильевич, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Давление мундштука

Рано или поздно каждый музыкант-духовик спрашивает себя или должен спросить - "не слишком ли большое давление мундштука я применяю?" Если "да", то следующим вопросом должно быть: "Как мне избавиться от этого нежелательного давления?". Если мы поймем, почему именно временами мы чувствуем потребность в этом давлении, - тогда, возможно, нам легче будет найти ответ на этот последний вопрос.

Часто встречающиеся трудности с давлением

Никто никогда не жалуется на увеличение давления мундштука при переходе к нижнему регистру. Музыкант может несколько увеличить давление при переходе к среднему регистру, но обычно только при переходе к верхнему регистру давление возрастает настолько, что это начинает тревожить. Поэтому давление мундштука мы можем рассматривать как проблему, связанную с верхним регистром. Высокие ноты требуют чрезвычайно маленькой апертуры между губами. Такую апертуру можно получить, если правильно сформировать амбушюр и - если он находится прекрасной физической" форме "результате добросовестной' и регулярной тренировки. Эта необходимая маленькая апертура должна быть не только правильной по контуру и размеру, но она должна быть еще и хорошо вибрирующей. Вялые и слабые мышцы никогда не извлекут хорошую высокую ноту, даже если сам амбушюр сформирован правильно. К сожалению, есть одно простое средство справиться как с недостатком в формировании апертуры, так и с вялыми мышцами. Это средство - увеличение давления мундштука. Ведь это так просто - понемногу увеличивать давление по мере того, как берем все более высокие ноты. Поэтому почти все начинающие делают это инстинктивно, а самые высоко профессиональные музыканты применяют этот .метод в случае необходимости. Однако это наносит исключительно большой ущерб хорошей игре, а регулярное его применение впоследствии отрицательно скажется не только на технике игры и качестве звука, но также обратит выдержку и, в конечном счете сократит годы игры.

Представьте себе свежий, пышный упругий пончик с дырочкой в центре, между двумя стеклянными прозрачными пластинками. Если эти пластинки славить с двух сторон, мы увидим, что дырочка в центре начнет уменьшаться, а сам пончик будет становиться все более плоским. В то же время сам пончик, его "плоть" становится не пышной, как ранее, а более плотной. Таким же образом давление мундштука уменьшает апертуру губ, деля в то же время белее плотной "плоть", и она становится похожей на сильный, твердый мускул. К несчастью, бедные губы страдают от давления точно так же, как и бедный пончик, раздавленный пластинами и, конечно, губы человека не в состоянии терпеть такое наказание бесконечно долго.

Осознание причины, по которой мы все время от времени прибегаем к нежелательному давлению мундштука, и понимание того, что это только временная, но, жестокая мера для получения высоких нот, - все это поможет нам быть готовыми к сопротивлений против такого соблазна. А между тем, есть способы, которые помогут правильно получать высокие ноты, не прибегая к нежелательному давлению. Обратите внимание, что я все время ссылаюсь на это давление как на нежелательное, ненужное, это определение "ненужное" я употребляю потому, что небольшое давление мундштука всегда присутствует и оно совсем безвредно, оно должно создавать ощущение комфортности, нормального давления, которое герметично прикрепляет губы к мундштуку - давление, которое удерживает мундштук от сползания и скольжения по губам, давления, дающего общее самочувствие уверенности, надежности.

Нормальное давление для различных музыкантов бывает различным, оно варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей - от различных типов мундштука; оно увеличивается на высоких нотах или когда музыкант начинает уставать. Один из наших лучших тромбонистов на вопрос: «Какое давление Вы применяете?» всегда отвечает: «Какую часть концерта Вы имеете в виду?» Однако независимо от всех этих различий, нормальное давление никогда не бывает настолько тяжелым, чтобы оставлять глубокие следы на губах. И, конечно, оно никогда не рассекает или повреждает губы, не раскачивает зубы, как это случается при ненужном давлении!

Такому давлению трудно дать точное определение, т.к. между сильным, но приемлемым давлением и ненужным, разрушающим давлением существует очень узкое разграничительное пространство. Вполне допустимо, что музыкант, обычно применяющий сильное давление, может в отдельных случаях применять меньшее давление, когда он еще свеж, не устал, чем музыкант с нормальным давлением, когда он уже устал. Но эта различная степень давления зависит не только от усталости, но и от ряда других причин, и наша задача помочь снять это ненужное давление, пусть хоть в небольшой степени, тем музыкантам, которые сами ощущают, что они применяют очень сильное давление. Хотя может и не быть точных мерок для сравнения давления, и, тем не менее, каждый из нас сам ощущает, нужно ли ему улучшить этот аспект игры.

Как уже отмечалось раньше, давление мундштука - это заменяющий метод для достижения двух важных требований при высоких нотах, т.е. очень маленькой апертуры губ и очень упругой плоти. Потому, если мы хотим осуществить эти 2 требования более научным и менее грубым путем, то нужно уменьшить давление.

Одной из причин, почему формирование правильного амбушюра так заботливо подчеркивается, является необходимость для музыканта уменьшить апертуру губ до малюсенького, чистого отверстия. Иногда не больше иголочного ушка размером. Если нижняя губа попадет под верхнюю, тогда никогда не получится нужного нам чистого маленького отверстия. Но если выдвинуть вперед нижнюю челюсть в нужной, правильной степени, тогда нижние зубы хорошо будут поддерживать нижнюю губу, не допуская смыкания и надвигания одной губы на другую. Тогда круговой мускул вокруг рта может стянуть правильно сформированные губы в хорошее, малюсенькое отверстие.

В то же такое время выдвинутая вперед челюсть распространяет больше давления на нижнюю губу. Очень часто верхняя губа повреждается из-за излишне сильного давления, а сам факт уравновешивания давления между верхней и нижней губой путем выдвижения вперед челюсти делает просто чудеса для выносливости, даже если общее количество давления будет оставаться очень большим.

Приведенные выше рассуждения показывают, как одно только действие - выдвижение нижней челюсти вперед - служит двум целям: постановки губ в правильную позиции для образования маленькой апертуры и уравновешиванию давления на обе губы. Они также хорошо показывают взаимосвязь и взаимозависимость различных функций амбушюра, которые иногда вводят нас в заблуждение относительно точных причин наших неприятностей. Тем музыкантам, которые страдают от излишнего давления, полезно еще раз прочесть те страницы данной книги, где говорится о формировании правильного амбушюра, потому что правильный амбушюр - это единственный правильный способ формирования маленькой апертуры, а она, в свою очередь, совершенно необходима для извлечения высоких нот.

Вполне возможно играть с прекрасно сформированным амбушюром и тем не менее, хорошие высокие ноты не получить. Каждый хороший духовик с этим встречался. Если он не касался своего инструмента несколько дней подряд, то он уже не сможет так легко извлечь высокие ноты, несмотря на то, что он формирует свой обычный правильный амбушюр. Он, конечно, может временно их получить, если усилит давление, но умный музыкант этого делать не станет, он лучше понемногу натренирует все мускулы своего амбушюра перед тем, как брать высокие ноты. Такая потеря высокого регистра из-за недостатка практики, нерегулярности упражнений, даже для музыкантов высокого класса, подтверждает сказанное ранее утверждение о том, что твердые, упругие мышцы являются непременным условием для извлечения высоких нот. Если потеря упругости является результатом нерегулярности игры, тогда она должна быть восполнена искусственно, т.е. путем усиления давления на губы, чтобы получить видимость твердости. Такое давление приходиться также применять, когда музыкант начнет уставать к концу продолжительного сеанса игры. В этом случае, однако, усиление давления необходимо, но не из-за неряшливого амбушюра, а потому, что уставшие мускулы потеряли свою способность упруго сокращаться.

Таким образом, мы видим, что это верх глупости думать, что во всем виноват только плохо сформированный амбушюр. К такому выводу музыкант может придти только после того, как вначале он добросовестно поупражняется в течение нескольких часов в день на протяжении по крайней мере 2-х недель. Ибо, если амбушюр мягкий, то причина может заключаться не в формировании амбушюра, а в том только, что состояние амбушюра неудовлетворительное, амбушюр лишен упругости. Поэтому, прежде чем делать какие-то поспешные изменения в амбушюре для улучшения производства высоких нот, позанимайтесь очень добросовестно, особенно в высоком регистре, е течение одной - двух недель. Даже безуспешные попытки достичь высоких нот хорошего звучания, все равно полезны, ибо укрепляют мускулатуру, а настойчивость, в конце концов, приносит успех» Только полное отсутствие прогресса может служить основа­нием для пересмотра формирования амбушюра в соответствии с об­щепринятой линией.

И, наконец, мы должны помнить, что процесс избавления от чрезмерного давления - это постепенный процесс и не может свершиться как чудо, за одну ночь. Чем больше давление, тем хуже развиваются губы, а чем хуже они развиваются, тем больше нужно приложить давление. Если эту спираль развернуть в другую сторону, причем очень деликатна, то это может дать хорошие результаты, но поначалу не все могут поверить в это. Начать нужно с попытки играть с применением совсем маленького давления, любой музыкант может всегда применить немного меньше давления, чем обычно, если он умышленно заставит себя сделать это. Все дело теперь в том,^ чтобы продолжать это почти незаметное снижение в течение нескольких дней. За это время губы окрепнут и приобретут дополнительную силу за счет их усилий сокращаться более упруго. Эта вновь приобретенная сила позволит еще больше уменьшить давление, что в свою очередь повлечет необходимость еще большего укрепления губ. Этот процесс продолжается по спирали вверх до тех пор, пока однажды музыкант поймет, что теперь он легко играет с применением меньшего давления. Это постепенное, почти незаметное улучшение, в конечном счете, выльется в довольно внушительную разницу. Однако этот процесс не надо торопить, т.к. давление нельзя снизить раньше, чем окрепнут губы. Это может занять недели или месяцы, в зависимости от усердия и желания добиться успеха. Конечно, это восходящая спираль не может продолжаться бесконечно и где-то, в том отрезке, который мы называем "нормальным давлением", она должна остановиться. Музыкант, наконец, станет уверенным в том, что хотя он применяет умеренное давление, это давление значительно отличается от того грубого давления, которое раньше разрушало тон, объем и продолжительность звука.

Последователи некоторых школ игры полагают, что уровень нужного давления может быть постепенно снижен почти до нуля. Я даже видел довольно впечатляющую демонстрацию этой теории, когда музыкант сыграл на трубе, подвешенной за ниточку, прикрепленную к ножке второго клапана, несколько нот. Хотя эта демонстрация свидетельствует о замечательном развитии и чувстве контроля, но все же я никогда не слышал сильного, прекрасного, звенящего тона, полученного в результате этой системы нулевого давления. Более того, когда такого музыканта' просили сыграть сильный, полный звук, он сразу же применяет также умеренное давление, какое всем нам нужно, не только для того, чтобы герметично прикрепить наши губы к мундштуку, но и для того, чтобы прибрести чувство уверенности и "контакта" с инструментам. Даже самый ревностный сторонник системы нулевого давления вынужден прибегать к давлению, когда губы начинают чувствовать усталость.

Весь смысл в совершенствовании применения давления состоит в том, чтобы снизить это давление, путем развития губных мышц до максимального необходимого, которое приведет к желаемому результату. Когда - этот желаемый результат состоит в том, чтобы продолжать игру, даже когда чувствуется усталость, то, без сом нения, потребуется усилить давление. Корда же цель - игра в весьма высоком регистре, то и здесь нужно усилить давление.

Вкратце о давлении мундштука можно сказать следующее:

Многие из нас, поупражнявшись в выработке самоконтроля, могут с пользой для игры снижать давление, вначале понемногу, а со временем в значительной степени. Это развитие идет постепенно. Постоянное старание избегать сильного давления развивает, укрепляет мышцы губ, а сильные губы, в свою очередь, позволяю музыканту применять меньше давления.

Соблюдая принципы правильного амбушюра, мы позволяем губам соединяться друг с другом правильно, а это не только уравновешивает давление на обе губы, но и дает возможность губам формировать очень маленькую апертуру, так необходимую для производства высоких нот. Если же амбушюр неправильный, то он не позволяет сформировать маленькую апертуру, и тогда мы прибегаем к нашему старому врагу - давлению.

Практика, упражнения - это единственный физический метод позволяющий держать губы в хорошей форме, т.е. твердыми и упругими. Когда такая упругость отсутствует, мы ее можем заменить только давлением. Поэтому практикуйтесь!

К сожалению, нам иногда все же приходится прибегать к сильному давлению. Когда случаются такие моменты, вспомните, что давление можно усиливать только как чрезвычайную меру и, только после этого можете действовать. Эти нечастые моменты не нанесут ущерба музыканту, который добросовестно и последовательно избегает применять давление в меру своих возможностей.

Побочное давление

Хотел бы напомнить еще об одном типе давления, которое встречается довольно часто, но почему-то о нем редко говорят или редко исправляют. За неимением другого названия, я бы назвал его "побочным давлением", обычно, думая о давлении, мы представляем его как прижимание, направленное по одной линии с мундштуком, который распространяет свое давление на зубы, и только бедные губы играют роль смягчающей подушки. Но давление, может направляться также в другие стороны, а многие музыканты имеют привычку оказывать давление "побочно" - под прямым углом к направлению мундштука.

Эта сила может направляться или к носу, вверх или вниз подбородку. Я наблюдал довольно много музыкантов, которые распространяли давление в этих направлениях, но только немногие из них направляли мундштук вниз. А поднимать мундштук вверх, к носу, стремятся довольно многие музыканты. Обычно большинство таких музыкантов применяют очень маленькое побочное давление в нижнем и среднем регистрах, но все больше и больше используют давление по мере того, как они идут вверх, а уже в самом верхнем регистр они оказывают самое большое давление. Об этом свидетельствует все уменьшающееся пространство между полями мундштука и носом. Обычно в этом пространстве прямо под носом показывается довольно заметный бугорок, поскольку сжатой плоти просто некуда идти.

Если бы музыканты, пользующиеся этим побочным давлением, обычно получали исключительно хорошие высокие ноты, мы охотно переняли такую идею. Однако, почти у всех таких музыкантов верхний регистр довольно плохой, поэтому возникает вопрос, почему же они не принимают немедленных мер для "отказа" от этой системы. Видимо, здесь имеются две причины. Некоторые музыканты, без сомнения, даже и не подозревают, что они употребляют такое давление, а другие знают, но не могут от нее отказаться, «хотя и стараются. А потом еще есть незадачливая комбинация - те, кто не знает, что он употребляет такое давление, а если бы и знал, то не смог бы от него отказаться.

Хотя эта привычка свойственна всем музыкантам-духовикам, но кажется, что она преобладает среди музыкантов, играющих на валторне и на тубе. Наверное, это потому, что они ставят свои инструменты или на ногу, или на стул. Многие имеют привычку напрягать мускулы шеи и плеч по мере перехода к высокому регистру. Это, да еще плюс увеличение "обычного давления" заставляет музыканта слегка наклонять голову. А поскольку валторна или туба лежат на какой-то подставке и не могут отодвинуться, то мундштук скользит к носу - или точнее - нос толкается к мундштуку. Эта идея выдвигается не для того, конечно, чтобы оправдать боковое давление, но для того, чтобы показать еще одну причину, влияющую на формирование привычки. Ведь лучшим способом избавиться от плохой привычки - в первую очередь знать ее причину.

Некоторые тромбонисты и трубачи также прибегают к этой привычке, но у них даже нет такого оправдания, о чем говорилось выше. Видимо, они приобрели эту привычку бездумно или когда начинали форсировать высокий регистр при большой усталости. Некоторые из музыкантов, играющих на любом духовом инструменте и развивших эту привычку к побочному давлению неосознанно, могут победить эту привычку, просто отказавшись от ее применения. Но не все это могут сделать, даже если очень хотят. И здесь мы встречаемся с одной ошибкой, влекущей за собой другую, при этом совершенно игнорируется один относительно простой способ формирования амбушюра, который влечет за собой неприятности в сфере, на первый взгляд никак не связанной с этим. Ибо зачастую музыкант, желающий избавиться от давления, направленного вверх, играет с отодвинутой назад челюстью. А в результате он играет, держа инструмент не перпендикулярно к губам, а направляет его |вниз. Когда же он применяет даже умеренное давление для получения высоких нот, то мундштук скользит вверх под углом, образовавшимся между мундштуком и верхними зубами, и тащит за собой верхнюю губу. Как исправить? Выдвиньте вперед челюсть как это уже ранее часто предлагалось, и держите инструмент соответственно под более горизонтальным углом так, чтобы мундштук оказался, перпендикулярным к передним верхним зубам.

Хотя я считаю своим долгом упомянуть о побочном давлении из-за его довольно частого, но нежелательного применения, все же я думаю, что оно определенно является "побочным продуктом" других нарушений амбушюра. Когда другие, действительно важные компоненты амбушюра, применяются правильно, побочное давление вряд ли будет иметь место.

 

Оригинал работы:

Опора мундштука на медных духовых инструментах




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*