Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ситуация успеха как фактор развития и саморазвития обучающихся

22.05.2018 776 2618
Боева Екатерина Михайловна
Боева Екатерина Михайловна, преподаватель

Алексашина Мария Сергеевна
Алексашина Мария Сергеевна, студент

Мезенский педагогический колледж

Аннотация

Статья по педагогике на тему: «Ситуация успеха как фактор развития и саморазвития обучающихся» является весьма актуальной для современных педагогов. Очень часто в повседневной работе учителям приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. К.Д.Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. В педагогическом процессе, на мой взгляд, наибольшее внимание должно уделяться не столько понятию успеха, сколько понятию «создание ситуации успеха», то есть такому целенаправленному, организованному сочетанию условий, при котором создается возможность удовлетворить потребность ребенка в достижении значительных результатов деятельности.Педагог должен создать ситуацию успеха, при которой ребенок не просто хотел бы идти в образовательную организацию, а «летел» бы туда на крыльях с целью развиваться и саморазвиваться.

Принцип создания «ситуации успеха» в процессе формирования личности ребенка был заложен К.Д. Ушинским, который в статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860г.) писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается… Только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

Необходимо разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация успеха - это сочетание условий, организованных педагогом для воспитанника, которые обеспечивают успех; а сам успех – результат подобной ситуации.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такую среду и направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.

Саморазвитие  – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести ксаморазвитию,самосовершенствованию.Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

Этому помогут специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.

Одну из основных ролей играет самооценка, которая у многих школьников занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа педагога. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит, что необходимо:

Верить в каждого ребёнка и его возможности;

Оценивать не личность, а действия, поступки;

Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;

Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;

Не торопиться с выводами;

Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Каждому педагогу следует обратить внимание на этот постулат. Объективная успешность деятельности ребенка –успех внешний, так как качество результата оценивается свидетелями действия. Осознание ситуации успеха самим же учеником, понимание ее значимости возникает у субъекта после преодоления своей трусости, неумения, незнания, психологического поражения и других видов трудностей.

Главная цель деятельности учителя – создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы. Задача педагога – помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, дать понять, что даром в жизни ничего не дается, везде необходимо приложить усилия. И успех будет эквивалентным затраченным усилиям.

Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха («своим успехом я обязан окружающим», «мой успех – это результат упорного труда», «мой успех не является препятствием для других» и т.д.).

Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь.

Интернет-источники:

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/sozdaniie_situatsii_uspiekha_v_udod_kak_faktor_samoriealizatsii_uchashchikhsia_t

http://dogmon.org/situaciya-uspeha-v-studii-triumf-kak-faktor-razvitiya-lichnost.html

https://infourok.ru/kak-obespechit-situaciyu-uspeha-na-uroke-1329819.html

https://multiurok.ru/files/situatsiia-uspiekha-kak-faktor-razvitiia-poznavati.html

 

Оригинал работы:

Ситуация успеха как фактор развития и саморазвития обучающихся




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*